Автор и закон. «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Всем привет!

С вами Евгения Андреева, эксперт по текстам для туристических проектов.

А еще — Екатерина Михеева, юрист, специалист по вопросам интеллектуальной собственности, партнер юридической фирмы LawLike.me.

Екатерина Михеева

Екатерина согласилась ответить на несколько вопросов по такой животрепещущей теме, как авторское право.

Автор имеет

  • исключительное (имущественное) право на произведение
  • неимущественные (непередаваемые) права:
  • право на имя
  • право на неприкосновенность произведения
  • право на авторство
  • право на обнародование произведения.

Зачастую мы, авторы, работаем анонимно. Когда это действительно правомерно и что мы можем, а что не можем делать в такой ситуации?

Право автора на имя предполагает также и право на анонимность, когда при использовании произведения автор не указывается. Этот момент стороны должны прописать в договоре.

Но даже в этом случае это не означает, что автор перестает быть автором и не может опубликовать работу в портфолио. По закону ничто не может помешать автору заявлять о себе как об авторе, и никто не вправе присваивать авторство произведения себе.

Впрочем, в договор можно включить условие о конфиденциальности, согласно которому вы не сможете говорить, что как-то взаимодействовали с заказчиком или что-то для него делали. Но это уже другая история и другие меры ответственности за нарушение.

Автор — всегда физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Неимущественные права могут принадлежать только автору.

А вот имущественные права (исключительное право) может принадлежать как автору, так и другому лицу, например, заказчику.

Если автор работает по трудовому договору как штатный сотрудник, то всё, что он создает в рабочее время и в рамках своих должностных обязанностей, считается служебным произведением, и исключительное право на него принадлежит работодателю. На служебных произведениях работодатель может указывать свое имя/наименование.

Однако и в этом случае работодатель не является автором. Он только выступает в качестве организатора («спонсора»), что и дает ему право указывать свое имя.

В любом случае работник сохраняет за собой права на авторство и имя.

Поэтому он может в трудовом договоре согласовать использование имени работодателя или своего имени либо прибегнуть к праву на анонимность. И уж, конечно, если он захочет внести такое произведение в портфолио, то вполне может это сделать.

1710 год — в Англии принят первый в истории закон об авторском праве, так называемый Статут королевы Анны. В России аналогичный закон был принят лишь в 1828 году.

Из истории авторского права

Кстати, аналогичное право возникает при создании сложного произведения.

Например, сайт — это сложное произведение, которое включает программирование, дизайн, тексты, иллюстрации и, соответственно, работу множества людей.

Организатор создания сложного произведения вправе указывать свое имя и не указывать конкретных авторов. То есть, если вы пишете тексты для сайта (не одну конкретную статью, а комплект текстов), то заказчик вправе скромно умолчать о том, что именно вы автор.

Этот момент можно оспорить в суде, поэтому я рекомендую клиентам обезопасить себя соответствующим пунктом в договоре.

Майк Тайсон и Эд Хельмс тату
Майк Тайсон и Эд Хельмс. Эд сделал такую же татуировку, как у Майка, и мастер, который ее делал Тайсону, подал иск за неправомерное использование.

Какие пункты должен содержать договор на передачу исключительного права?

Когда автор пишет произведение под заказ, стороны заключают авторский договор заказа.

Не важно, что именно вы создаете: текст, фото или видео, — договор будет одинаковым и должен содержать описание создаваемого произведения: техническое задание, бриф и срок выполнения.

Без этого договор не будет считаться заключенным, и при споре вы не сможете на него ссылаться.

Еще на этапе переговоров с заказчиком важно определить, какой объем прав вы передаете заказчику: исключительное права (по аналогии с недвижимостью — продажа квартиры) или право использования (аренда квартиры) и также закрепить это в договоре.

В первом варианте договор будет содержать фразу о том, что автор передает исключительное право на такое-то произведение в полном объеме.

В результате автор теряет имущественные права на произведение, не может публиковать или иным образом его использовать. Единственное, что он может, это требовать указания себя в качестве автора (если не договорился об анонимности) и самостоятельно указывать на авторство произведения.

Исключительное право — это имущественное право на использование произведения любым способом, включая продажу, воспроизведение и распространение.

Если автор продает исключительное право, то уже ничего не может делать со своим произведением, кроме как называться его автором.

Во втором варианте (передача права использования, лицензия) в договоре должно быть указано, что именно вправе делать заказчик с произведением (публиковать, размещать в Интернете и т. п.), а также срок, на который передаются такие права, и территория использования.

Если в договоре ничего не сказано про срок и территорию, то по умолчанию срок — 5 лет, территория — РФ, что очень мало для использования в Интернете.

Иными словами, как только в договоре появляются хоть какие-то ограничения (по сроку использования, способам, территории), то речь уже идет не о передаче исключительного права, а о выдаче лицензии.

Ньютон и Лейбниц
Спор Ньютона (слева) и Лейбница (справа) о приоритете открытия дифференциального и интегрального исчисления. Известная история в общем.

В обоих вариантах договора передача права может быть возмездной или безвозмездной.

Если она возмездная, то необходимо указать не только размер вознаграждения, но и срок его уплаты.

Это может оказаться полезным, если возникнет конфликтная ситуация с клиентом. Ведь именно с этой даты начинается просрочка в случае неуплаты. А если она не указана, вполне можно заявить, что неисполнения обязанности по уплате вообще не было, а значит, и иск не имеет оснований.

В идеале следует также прописать неустойку за неуплату, но, так как авторы обычно находятся в зависимом положении, такой возможностью пользуются крайне редко.

Можно также указать, что права переходят к заказчику только после оплаты (полной или хотя бы частичной).

С 2004 г. в России исключительное право на произведение действует в течение жизни автора и 70 лет после смерти. После этого произведение получает статус имущественного достояния, то есть его можно свободно использовать с указанием имени автора.

Из истории авторского права

Может ли заказчик вносить изменения в произведение (текст, фото или видео)?

Это один из непростых моментов: с одной стороны, если автор передал исключительное право или дал лицензию с правом переработки заказчику, то заказчик вправе перерабатывать произведение.

При этом право на неприкосновенность не передается, отказаться от него тоже нельзя.

То есть правообладатель не может без согласия автора вносить в его произведение изменения, сокращения и дополнения, снабжать произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

Суды разъяснили, как толковать такую коллизию.

Обама постер
Фото и постер Барака Обамы. Постер был сделан на основе фото, и фотограф подала в суд за неправомерное использование. Дело решилось мировым соглашением, но вообще это сложный вопрос на счет творческой переработки. Однозначной позиции судов нет

Право на неприкосновенность произведения касается таких изменений произведения, которые не связаны с созданием нового произведения на основе имеющегося, поэтому они возможны только с согласия автора (можно прописать согласие в договоре).

В то же время переработка произведения предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего.

Правда, максимум, что сможет предъявить автор за нарушение права на неприкосновенность, это возмещение морального вреда, что не страшно.

Так как за нарушение имущественных прав автор может потребовать компенсацию в размере от 10 тыс. до 5 миллионов рублей.

А за нарушение неимущественных прав предполагается только компенсация за моральный вред, размер которого не урегулирован.

В суде нужно доказывать, что вы понесли физические и нравственные страдания, ну и Россия — не Америка, рассчитывать на миллионы не приходится. Максимальные суммы — 100-150 тыс. руб.

Поттер и Гроттер
Коллизия «Гарри Поттер» (автор — Джоан Роулинг) и «Таня Гроттер» (автор — Дмитрий Емец).

Многие из нас работают по договору оказания услуг. Подходит ли он в таких ситуациях?

Нет, потому что договор услуг не предполагает передачу прав, и заказчик фактически не является правообладателем произведения, которое купил. Для него будет лучше оформить стандартный договор передачи исключительного права.

Дюрер
В свое время Альбрехт Дюрер подал иск на гравера Маркантонио Раймонди (более всего известен гравюрами эротического содержания типа камасутры), который копировал Дюрера. Дюрер подал в суд (на минуточку 15 век).

Задам актуальный для всех вопрос: как правильно использовать чужие тексты, фото и видео?

Давайте начнем с текстов, так как с ними всё просто и однозначно.

Закон позволяет нам бесплатно использовать чужие тексты в объеме, оправданном целью цитирования, то есть: для раскрытия творческого замысла, в информационных, научных и учебных целях, для критики и дискуссии.

Как мы должны это понимать? Если из текста удалить цитаты и при этом он останется читабельным, то речь идет об оправданном объеме цитирования.

Исключение составляют дайджесты и обзоры.

Закон разрешает использование статей, и даже всей статьи, но нужно соблюсти три условия:

1) статьи правомерно (то есть законно) опубликованы в печатных СМИ или в интернете

2) статьи касаются текущих экономических, политических, социальных или религиозных вопросов

3) такое использование (подготовка обзора статей) специально не запрещено автором или иным правообладателем.

Свободное использование — это использование произведения без специального разрешения автора/правообладателя, но с указанием имени автора и источника заимствования.

При этом российское законодательство не регулирует, какой должна быть эта ссылка, активной или нет.

Ситуация с фото и видео несколько сложнее, и именно с ними связано большинство судебных дел о защите авторского права.

Первоначально использование чужих фото и видео подгоняли под цитирование. Однако в последние годы при принятии решений суды исходят из того, что фото и видео цитировать нельзя, так как речь идет об иллюстрации. А свободное использование иллюстраций возможно только в учебных целях.

Пока мы готовили интервью, Верховный суд сказал свое веское слово в споре о том, можно ли цитировать фото и видео.

Высшую судебную инстанцию заставил обратить внимание на вопрос известный блогер и фотограф Илья Варламов. Он подал против различных СМИ и интернет-порталов в общей сложности более 30 исков на общую сумму 12 миллионов рублей и отсудил у СМИ больше миллиона рублей на спорах о незаконном использовании фотографий.

Несколько дней назад Верховный суд признал, что использование фотографий в рассказе об авторе является цитированием, раскрывающим творческий замысел автора.

Однако призываем вас сохранять бдительность и осторожность до тех пор, пока решение Верховного суда не выйдет в полном объеме и не будет ясна дальнейшая судьба подобных дел.

А что вы скажете по поводу Youtube?

Ну, во-первых, Youtube прямо разрешает использование контента в некоммерческих целях. Во-вторых, мы в любом случае не размещаем видео физически у себя на сайте, а интегрируем плеер Youtube с помощью ссылки.

То есть можно использовать и фото из Instagram, ведь там есть функция вставки на сайт?

Если речь идет именно об интеграции, а не физическом копировании фото или видео, то да, можно.

Однако в обоих случаях остается риск, что человек, который разместил у себя в Youtube или Instagram фото или видео, не является автором, а взял у кого-то, читай — своровал.

И в этом случае формально вы нарушаете закон. Поэтому я рекомендую искать первоисточник.

Инстаграм и ютуб
Честное использование ворованного контента по закону приравнивается к воровству. Ищите первоисточник!

А теперь давайте посмотрим с другой стороны. Что делать, если ВАШ текст, видео или фото кто-то украл и использовал без вашего ведома?

Как можно зарегистрировать авторские права, если очень хочется?

Помнится, раньше авторам «нетленки» предлагалось самому себе отправить по почте рукопись. Может быть, появились более современные способы?

Да, конечно, хотя идея с конвертом вполне рабочая. Нужно отправить свое произведение по почте, сохранить все квитанции об оплате и, главное, хранить конверт нераспечатанным.

Тогда вы сможете использовать его в суде в качестве доказательства, только храните полученный конверт запечатанным.

А так в России существуют организации «КОПИРУС», «Российское авторское общество», ЕДРИД (Единый депозитарий результатов интеллектуальной деятельности). К ним можно обратиться за депонированием прав.

В обмен на распечатанную копию произведения и небольшую плату вам выдадут свидетельство о депонировании. И если возникнет какой-то спор, то юристы могут направить запрос в организацию, и та подтвердит, что действительно хранит копию вашего произведения.

От редактора:

Вот так — оказывается, оформить авторские права не так сложно, как мы обычно думаем.

А мы благодарим Екатерину за полезную беседу и предлагаем пообщаться в комментариях.

Расскажите, как вы сами используете чужие фото или видео? И были ли случаи, когда вы находили свой текст под чужим авторством? Как вы решали эту проблему?

Автор:

Евгения Андреева

эксперт по текстам для туристических проектов

Страница автора на Фейсбуке

Академия правильных копирайтеров
Об авторе:
Академия правильных копирайтеров

Если вам понравился данный пост - вы можете
подписаться на получение новых материалов Академии ПРАВИЛЬНЫХ копирайтеров.