Как написать отзыв, который будет полезен всем

Наверняка вы замечали, что практически к любому запросу в Яндексе о товарах или услугах поисковая система автоматически предлагает добавить слово «отзывы».

Так уж в интернете повелось, что прежде чем что-то купить или обратиться к специалисту, люди хотят знать об опыте предшественников.

Но не покупателям одним отзывы несут пользу. Это сильнейший маркетинговый инструмент, который может работать не хуже хорошего продающего текста.

НО! Не все отзывы одинаково полезны. А некоторые, так и вовсе вредны.

И я говорю не об отрицательных. Даже из них можно извлечь выгоду, если правильно разыграть карты. Я говорю об отзывах типа:

или

или

Что их все объединяет?

Эти отзывы бесполезные.

Они не несут никакой полезной для клиента информации. Мы идем читать отзывы, чтобы найти ответы на конкретные вопросы:

  • Привезут ли мне мой заказ в срок?
  • Поможет оптимизация сайта привести новых клиентов?
  • Окупится ли рекламная компания?

Отзыв будет полезен и клиенту, и компании, только если он будет отвечать на вопросы клиента и закрывать его возражения.

О том, как написать такой суперполезный отзыв, мы и поговорим.

А это этично, писать отзывы на заказ?

Вы правильно поняли, мы будем говорить именно о том, как писать отзывы от лица другого человека. Тут может встать вопрос об этичности. Ведь формально отзыв пишет не клиент.

Как же так, мы что, обманываем читателей?

Никакого обмана нет.

Ведь мы просто помогаем реальному клиенту высказать его мнение. А вот если предлагают отзыв просто сочинить, то тут уже решать вам, браться или нет.

Я, например, такие заказы не беру. И не только из соображений морали. Просто уверена, что правда продает лучше, чем даже очень сладкая выдумка.

Впрочем, не все заботятся об этике

Прочитать отзыв целиком (откроется в новом окне)

Кому должен быть полезен отзыв?

В первую очередь отзыв должен быть полезен вашему заказчику. А точнее — его бизнесу.

Но это не значит, что надо забывать о читателях.

Ведь если написанный вами текст не будет полезен читателям, то вряд ли они перейдут в разряд покупателей. Все взаимосвязано, поэтому работаем сразу в обоих направлениях.

Так как же написать такой всем полезный отзыв?

На самом деле ничего сложного нет. Просто следуйте схеме, приведенной ниже, и всё получится.

порядок работы над отзывом

Определяемся с целью

Сначала надо решить, какая задача у этого конкретного отзыва. И это не «Написать положительный отзыв или описать опыт Васи Пупкина».

Цели отзыва могут быть, например, такие:

  • Закрыть возражения клиента
  • Еще раз указать на главную выгоду сотрудничества
  • Продемонстрировать дополнительные или скрытые выгоды от сотрудничества
  • Отстроиться от конкурентов

Целей может быть несколько, но не надо перегружать отзыв. Иначе получится куча мала, в которой клиент ничего не поймет.

Как думаете, какая цель была у этого отзыва? Пишите в комментариях

Бывает, что заказчик настаивает на впихивании в отзыв всего и сразу. В этом случае постарайтесь объяснить, что будет лучше написать несколько отзывов с разными целями. Так можно получить большой заказ, вместо разовой работы.

Получаем информацию от заказчика

Возьмите контакт лояльного клиента, только попросите заказчика его предупредить о том, что вы с ним свяжетесь.

Обычно заказчики с радостью делегируют общение с клиентом. Но бывают случаи, когда они собирают информацию сами. В этом случае вы можете подготовить для заказчика вопросы к интервью.

Также попросите заказчика рассказать о работе с клиентом, от лица которого вы будете писать отзыв. Узнайте как можно больше подробностей. Это пригодится вам, чтобы составить правильные вопросы для клиента.

Составляем вопросы для клиента

Это самый важный этап в работе над отзывом. Потому что только с правильными вопросами вы получите информацию, которая превратит отзыв в сильный маркетинговый инструмент.

Вам был бы полезен подобный отзыв?
  • Если цель — отстроиться от конкурентов, то спрашиваем, как выбирали компанию и почему остановились именно на этой. Или задаем вопросы об УТП.
  • Если цель — показать эффективность компании, то спрашиваем о результате.
  • Если цель — указать на качество сервиса, то задаем вопросы про удобство получения услуги.

Думаю, принцип понятен.

  • Вопросы составляются под каждый отзыв в отдельности.
  • Они должны быть открытыми, т.е. ответ на них не может быть «Да» или «Нет».

Собираем информацию у «автора» отзыва

Теперь надо, чтобы человек, чей отзыв вы пишете, ответил на ваши вопросы. Есть несколько вариантов, как он может это сделать.  

  • Личное общение

Если заказчик согласится на личную беседу, не забудьте записать ее. Только предупредите о записи собеседника. Если он будет против, то вам придется делать подробные записи по ходу беседы.

Также вы можете заранее отправить ему список вопросов. Это позволит клиенту чувствовать себя уверенней в беседе.

Плюс в том, что можно задавать уточняющие вопросы, а также менять ход беседы, в зависимости от полученных ответов.

Минус в том, что вам надо будет расшифровывать запись. Или хорошенько напрячь память, если записи не будет.

Угадайте, кому повезло, и клиенты сами пишут крутые отзывы?
  • Общение по переписке

Отправьте клиенту письмо с вопросами. В результате у вас будет тоже интервью, только в письменной форме.

Плюс метода в том, что у вас на руках будет почти готовый отзыв.

Минус в том, что задать уточняющие вопросы по ходу беседы не получится. А значит, можно упустить какую-нибудь полезную деталь.

  • Заказчик сам проводит интервью с клиентом и передает вам его результат.

Плюс в том, что вы не тратите свое время, а пока ждете, можете поработать над другим проектом.

Минус в том, что получить дополнительную информацию будет практически невозможно.

Пишем отзыв

Теперь осталось самое простое. Написать сам отзыв. Почему я считаю, что этот этап прост? Если вы ответственно подошли к предыдущим, то на руках у вас есть практически готовый отзыв. Вам надо лишь его записать.

Стандартный план написания отзыва-

Заголовок — лучше всего так и написать, что это отзыв. А также указать основную выгоду.

Лид — несколько слов, о чем пойдет речь, надо заинтересовать читателя.

Объект отзыва опишите, как клиент узнал об объекте отзыва, какие ожидания были или, наоборот, не были. Если были опасения, обязательно расскажите о них.

Тело отзыва — личные впечатления от использования объекта отзыва. Хорошо, если будут приведены аргументы. Но можно и без них. Ведь это мнение человека, а оно всегда субъективно.

Вывод — тут пишем, кому рекомендуем обратиться.

Не забываем заботиться о читателях, поэтому

Говорим ДА:

  • Достоверной информации

     

     

  • Эмоциональности в рассказе, но без перебора
  • Естественности
  • Отзыв должен быть подписан клиентом

Говорим НЕТ:

  • Затянутости
  • Канцеляризмам
  • Неестественности и отсутствию жизни в описании
  • Фальшивым восторгам

Согласовываем с клиентом

Это самый простой, но важный пункт. Покажите клиенту, что получилось. Вам надо получить одобрение, в идеале — письменное. Это поможет исключить возможные недоразумения в будущем. Согласовывать текст может как заказчик, так и вы сами. Все зависит от вашей договоренности.

Помните, в начале я говорила, что отзывы — маркетинговый инструмент? Так вот, отзывы отлично работают как инструмент личного маркетинга →

Вместо заключения

Хотя отзывы относятся к информационным текстам, т.е. статьям, подготовки они требуют не меньше, чем продающие. Самое сложное — получить необходимую информацию. Но если всё сделать правильно, статья будет приводить клиентов как хороший «продажник».

А навык задавания правильных вопросов пригодится, когда вы будете брать отзывы уже для себя.

Для тренировки предлагаю разобрать последний отзыв. Пишите в комментариях, чтобы вы в нем исправили. А потом я напишу, что бы изменила я. Давайте сравним, совпадут ли наши мнения?

Ольга Немтырева
Об авторе:
Ольга Немтырева
Сайт автора: facebook.com/nemtyrevaolga

Если вам понравился данный пост - вы можете
подписаться на получение новых материалов Академии ПРАВИЛЬНЫХ копирайтеров.