Копирайтинг в сложных нишах — время, умноженное на знания

Нельзя просто так взять и начать писать о медицинских направлениях или IT-технологиях, если вы о них до этого даже не слышали.

Многие начинающие авторы наивно полагают, что достаточно поизучать Интернет в течение пары часов, и вот шедевр в виде экспертной статьи готов. Но не тут-то было!

В 99% случаев статья вернется на доработку. И дело тут даже не в опыте написания коммерческих текстов или усердии автора.

В сложных нишах очень много тонкостей, которые сразу выдают специалиста и дилетанта, в нашем случае — копирайтера, взявшего на себя «непосильную» ношу изучить то, что люди практикуют десятилетиями, — за несколько часов. Поверьте, такой героизм никто не оценит.

Нельзя быстро изучить сложную нишу

Вжух! И ты копирайтер в сложной нише

Что считать сложной нишей?

Где бы мы ни работали, о чем бы ни писали, везде есть свои тонкости: что на машиностроительном заводе, что в спа-салоне, — везде нужны специализированные знания, свежие идеи и небанальный интересный контент.

Но одно дело — писать о дизайне интерьеров или туризме, — темах, о которых много информации и отзывов в открытых источниках, в большинстве случаев, у автора есть личный опыт соприкосновения с темой.

И совсем другое, — писать текст о преимуществах самолета в b2b. Это сравнимо с тем, как описывать ощущения при родах, когда и беременной никогда не были.

придется много учиться

Потребуется многочасовое изучение отрасли

Сложная ниша — та, где для создания контента требуется полное погружение, многочасовое изучение тонкостей, конкурентных особенностей, деталей производства, понимания терминологии, знания тенденций отрасли.

К таким нишам можно отнести медицину, все, что связано с IT-разработками, Digital. Или собственную практику, когда вы «потрогали все руками» и получили результат или тесный контакт со специалистом, который готов делиться опытом ради создания качественного контента.

В чем же сложность?

Первое, о чем стоит задуматься копирайтеру при выборе работы в сложной нише, — готовы ли вы тратить часы, дни, а иногда и месяцы на изучение отрасли, особенностей деятельности компании? Сразу надо понять, простым серфингом Интернета и заполненным брифом здесь не обойтись.

Сложная ниша — это, прежде всего, детали, которые без личного общения с руководителем или узким специалистом просто невозможно добыть.

Представьте, вы пишете текст о гипертонии, приносите его врачу-кардиологу, и он нещадно начинает все вычеркивать. А почему? Написано для пациента, но с точки зрения врача недопустимо про артериальную гипертензию писать так неуважительно, — коллеги не поймут.

Поэтому роль копирайтера в сложной нише — быть своего рода переводчиком между специалистом, то есть писать технически грамотно, чтобы это было не смешно коллегам, априори, конкурентам, но и понятно клиентам, для которых эти тексты и пишутся.

Писать надо технически грамотно

Коллеги не поймут неуважительный тон

Задача непростая, поэтому со стороны заказчика из сложной ниши важно понять, что при выборе копирайтера для своего проекта человек берется на долгосрочное сотрудничество, — своего рода удаленный внештатный специалист.

Заказчику предстоит потратить немало времени на обучение автора, чтобы донести до него ценности своего продукта, видение компании, детали бизнеса, конкурентные преимущества.

Автору важно лично познакомиться с ведущими специалистами-практиками и научиться их понимать. На первых порах это, поверьте, непросто.

Однажды мне «посчастливилось» побывать на стоматологической конференции, где 1,5 часа спикер увлеченно сыпал медицинскими терминами так, что из десяти слов я понимала 3, — одно из них предлог. И это при том, что на тот момент я уже работала в медицине три года.

С IT-сферой ситуация ровно такая же: посетите ради интереса форум по C++. Если вы не программист, этого будет достаточно.

Пример с CyberForum.ru →

Профессиональный сленг

Нажмите, чтобы увеличить

Эффект погружения

В первые дни работы в сложной нише голова идет кругом от количества информации, которую предстоит изучить.

Только представьте, что за каждым третьим словом в тексте вам нужно лезть в википедию, тщательно его выписывать и активно применять в тексте, а еще и с правильным контекстом.

Процесс иногда напоминает экспресс-курс иностранного языка.

Но чем больше вы практикуетесь, общаетесь со специалистами, читаете профильные статьи, а лучше даже книги, тем быстрее вы осваиваете материал и начинаете его эффективно применять.

Первые тексты обязательно будут с правками от специалистов, к этому также надо сразу морально подготовиться и спокойно относиться.

Да, это критика, но конструктивная. Не придирка, а нормальное желание сделать правильно и хорошо.

Конструктивная критика полезна

Будьте готовы к критике и правкам

Зато уже через месяц вы становитесь профильным автором, который понимает, о чем речь, быстро ориентируется в информации и знает, где найти те или иные данные. Но главное — после погружения в среду вы сами начинаете транслировать ценности компании через тексты.

Алгоритм работы

Для копирайтера, работающего с любыми темами, главное — быстро, подход к сложной нише может показаться запредельным.

«Вы слишком много хотите за эти деньги», — говорят они.

Но авторам, которые стремятся к долгосрочному сотрудничеству и готовы стать профильными специалистами, сложная ниша позволит стать востребованным в конкретной среде.

Вам либо будут регулярно заказывать тексты в одной компании, либо вы, обладая достаточным массивом знаний, можете охватить всю нишу.

Итак, чтобы справиться со ступором первых дней «погружения» в специфику, нужно понимать, что это старт, который без труда невозможен.

Вспомните, как вы первый раз пришли в спортзал и буквально сползли с тренажера, а через пару недель уже увеличили время тренировок. Здесь всё то же самое: идет прокачка знаний.

Готовы потратить много времени на обучение?

Чтобы влиться в процесс создания текстов для сложной ниши, нужно быть одновременно и копирайтером, и маркетологом, и переводчиком с языка специалиста на язык выгод для клиента.

При старте работ предлагаю воспользоваться следующим алгоритмом:

  • Изучите сферу деятельности: поиск авторитетных авторов, блогеров, СМИ и других информационных ресурсов.
  • Проанализируйте продукты/услуги заказчика и конкурентов.
  • Составьте уточняющие вопросы для профильных специалистов.
  • Проведите глубинное интервью (лучше с диктофоном, чтобы не упустить детали). При этом объясните практику цель вашего текста, кто целевая аудитория.

Говорите честно, что вам непонятно, просите объяснить «на пальцах». Это нормально, все люди, вы не обязаны знать всё, но всегда можете спросить.

  • Узнайте всё об УТП компании или помогите в его разработке, если оно не явное.
  • Собирайте истории из жизни компании, клиентские кейсы — это ваш козырь в любой статье.
  • Опробуйте на практике то, о чем вы пишете. Например, если планируется текст о сервисе мониторинга, — сами его протестируйте, постройте отчеты, графики. Если вы пишете об иглорефлексотерапии (акупунктура) — пройдите хотя бы одну процедуру — это сделает текст интересным, живым и достоверным.
  • Обязательно перед сдачей текста отправляйте его на вычитку специалисту — он поможет исправить неточности в формулировках и сделает ваш текст экспертным и технически грамотным.

Также вы можете воспользоваться чек-листом проверки качества статьи, который для вас подготовила Академия Правильных Копирайтеров →

Если вас не пугает долгосрочное обучение, и вы готовы тратить «попочасы» на штудирование новой для вас сферы, многочасовые интервью и их расшифровку, то сложная ниша принесет вам долгосрочную работу.

Сидеть без заказов в сложной нише точно не придется, всё — от наполнения сайта и ведения рассылки до пресс-релизов, рекламных постов и статей может лечь на ваши плечи.

Следующий плюс — широкий круг знакомств в нише и сарафанное радио.

Здесь работает принцип win-win — заказчик вкладывает в вас знания и деньги — вы даете результат в виде уникальных, технически-грамотных и понятных текстов, чем привлекаете  новых клиентов.

Если ниша нравится — в ней можно остаться надолго. Среди авторов уже немало юридических, IT-копирайтеров и других узких специалистов пера, которых ценят на рынке.

Осталось только найти свою нишу и закрепиться в ней. Успехов в сложных нишах.

 

Копирайтер Анна ПриваловаАвтор Анна Привалова

Пишу о медицине и информационной безопасности

Страница автора на Facebook

Академия правильных копирайтеров
Об авторе:
Академия правильных копирайтеров

Если вам понравился данный пост - вы можете
подписаться на получение новых материалов Академии ПРАВИЛЬНЫХ копирайтеров.