Как новичкам оценить качество текста статей для сайта

Хотите добиться повышения цен на услуги?
Стремитесь улучшить позиции и посещаемость клиентского сайта?
Желаете, чтобы заказчики бегали за вами толпами?

Если ваш ответ – «Да», то вам жизненно необходимо:

  1. Научиться анализировать и оценивать качество текстов (своих и конкурентов).
  2. Встать на путь обучения искусству веб-райтинга и копирайтинга.
  3. Применить на практике знания и навыки, полученные в процессе обучения.

Предлагаю начать с первого пункта и разобраться, как новичкам оценить качество статей по 10 критериям.

Критерии оценки качества текста для сайта

Никаких секретов. После прочтения этого материала вы самостоятельно справитесь с задачей. Подобно сыщику сможете провести анализ качества статей для сайта и «выйти на след» хорошего текста.

Приготовьтесь отвечать на вопросы…

Оценка качества текста
По следам хорошего текста

1. Оценка читабельности текста

Легко ли воспринимается текст? Не нужно ли перечитывать отдельные сложные фрагменты? Понятна ли суть изложенного материала? Нет ли фраз и выражений, нарушающих логичность и естественность повествования?

Этот параметр оценивается логически, интуитивно. Точная численная проверка здесь не проводится. Но мне, как вебмастеру, нечитабельный текст напоминает ошибку кодировки:

Ошибка кодировки
Найди хоть одно нормальное слово

2. Содержательность и полезность

Информативен ли текст? Присутствуют ли в статье цифры статистики, результаты исследований, опросов, наглядная визуальная графика, видео? Есть ли в тексте конкретика, факты, аргументы, личный опыт автора, полезные рекомендации?

Соответствует ли информация реальному положению вещей (насколько свеж и актуален материал)?

Понятен ли текст целевой аудитории? Несет ли статья практическую ценность? Отвечает ли статья на вопросы читателя?

От редактора:

Первое, что приходит в голову, когда речь идет об определении качества текста — требования клиента. То есть в первую очередь соответствие техническому заданию (брифу). Помните, что у каждой статьи есть своя задача, и она должна ее решать.

Стася Шер копирайтер-консультант по маркетинговым коммуникациям

Но этим ограничиваться необязательно.

Например, я написала для себя список критериев оценки текста и сделала отдельную страницу на своем сайте.

Вы можете сделать аналогично.

3. Оценка текста на уникальность

Насколько уникален текст в техническом плане? А в смысловом? Не скопирована ли статья (или фрагмент) с другого ресурса? Не украдена ли общая идея и мысль? Имеются ли в Интернете похожие публикации?

Проверим машинную (техническую) уникальность нашей статьи бесплатной программой «Etxt Антиплагиат»:

Оценка уникальности текста
Уникальность текста высокая

Машинная уникальность текста – 100%, что свидетельствует об оригинальности и качестве статьи. Скачать программу можно с сайта Etxt.ru, и весит она 1,3 Мб.

Примечание: оценка уникальности текста онлайн может быть выполнена на сайте Text.ru или на том же Etxt.ru после регистрации.

4. Грамотность

Что с правилами русского языка? Нет ли опечаток, описок, ошибок (в том числе смысловых, пунктуационных, орфографических, стилистических)?

Недостаточно проверить текст в программе MS Word. Статью обязательно должен вычитать на ошибки грамотный корректор или редактор. И только в ручном режиме.

Программа MS Word – помощник автора в работе с контентом. Но полностью полагаться только на советы Ворда нельзя.

Орфография Ворда
Word выделяет слова, которых не знает

5. Водность

Нет ли в статье бессмысленных предложений и словосочетаний, которые не несут смысловой нагрузки (профессиональные специалисты, опытные сотрудники, динамично развивающиеся проекты)?

Что там с конкретикой и точностью? Нет ли «шаблонов», банальностей, тавтологий, повторений фраз или мыслей?

Водность оценивается двумя способами. Процентным показателем водности или расширенным анализом качества текста для сайта с помощью Главреда (лингвистическая оценка текста).

О Главреде советую почитать отдельную статью нашего блога «Как работать с Главредом».

А мы прямо сейчас проверим этот текст по Главреду:

Проверка статьи Главред
Проверка черновика статьи – 7,3 балла

6. Оформление

Грамотно ли оформлен материал? Соответствует ли качество статей ожиданиям целевого читателя? Есть ли списки, абзацы, подзаголовки, акценты, изображения, таблицы, цитаты? Есть ли выделения жирным, курсивом, заливкой цветом?

Не напоминает ли текст «кирпич» или «бесформенную простыню»? Нет ли «Красной строки» как в книгах?

Для веб-публикаций применяется только левостороннее выравнивание!

Контрастен ли текст по отношению к фону, не устают ли глаза при чтении? Идеал – темно-серый цвет на белом фоне.

7. Соответствие общему стилю

Похожа ли статья на публикации, размещенные ранее (если такие имеются)? Данный критерий оценки качества текста для сайта не является обязательным, но…

Сопоставление текстов может быть важным, если заказчик делает здесь акцент. Хочет кардинально изменить новые материалы сайта (переход на новый уровень качества). Или наоборот, просит поддерживать ранее заданный стиль.

Соответствие стилю и форме прежних статей — значимый и многогранный параметр, который следует держать в голове во время работы.

От редактора:

Кстати, вот еще одна возможность для оценки текста — получить мнение о нем. И конечно, в первую очередь мы можем получить обратную связь от клиента.

Стася Шер копирайтер-консультант по маркетинговым коммуникациям

Уж что-что, а это мы получаем, наверное, после каждого заказа.

В своей практике я могу вспомнить лишь пару случаев, когда клиент не захотел оценить текст. И эта пара случаев пришлась на обычных перекупщиков, с которыми мне довелось столкнуться в начале карьеры.

Плюсы очевидны: именно заказчик — покупатель наших услуг. Соответственно, его мнение нам важно в любом случае.

Если вам попался еще и доброжелательный и знающий товарищ, то это отличный шанс для вашего профессионального роста. Ну и конечно, кому как не клиенту оценивать ваше попадание в стиль ресурса.

Но в обратной связи от заказчика могут быть и минусы: клиент не всегда может корректно оценить текст. Например, потому что заказчик не является целевой аудиторией. А еще некоторые заказчики очень любят просить «помощь зала» — собирают мнения друзей, жен, мужей, хотя и они не ЦА.

8. SEO-потенциал

Поскольку речь идет о контент-маркетинге, в тексте обязательно присутствие ключевых слов и фраз. Скрытое, разбавленное и неявное вхождение ключей (а также семантически близких слов, синонимов, тематических оборотов):

  • повысит вероятность попадания статьи в ТОП
  • упростит поиск материала в Google и Яндексе
  • увеличит число просмотров
  • повысит профессиональный уровень автора в глазах заказчика.
СЕО оптимизация текста
SEO дает тексту «крылья»

ВАЖНО: не советую впихивать в текст «кривые» ключи, нарушая качество статей. Приемы старого SEO уже не работают. Современная поисковая оптимизация стала тоньше, изысканнее, элегантнее. При работе с SEO главное – не навредить!

9. Вирусность (виральность) материала

Качественный текст должен рождать эмоции, вызывать чувства и желания. Кому понравится статья, написанная в монотонном стиле и навевающая скуку?

От редактора:

Вот он, идеальный вариант обратной связи — получить реакцию от представителей необходимого сегмента аудитории.

Вообще есть несколько возможностей получить отклик от ЦА. В том числе до публикации текста.

Стася Шер копирайтер-консультант по маркетинговым коммуникациям

Первая — протестировать вашу статью на фокус-группе до того, как текст сдан заказчику. Но такая ситуация встречается очень редко: часто людей для фокус-группы искать некогда и негде.

Вторая — получить отклики уже после публикации текста. Это могут быть комментарии к статье, перепосты и лайки в социальных сетях, результаты продаж (если говорить о рекламных текстах).

Попросите оценить статью вашу ЦА

Плюсы тут самые большие 🙂

Именно для целевой аудитории мы и пишем свои тексты. Идеальная статья действительно идеальная, если нравится ЦА и заставляет людей выполнять необходимое действие.

Кто, как не те самые люди, расскажет вам, действует ваш текст на них или нет?

Минусы — возможностей оценить текст до сдачи заказчику выдается немного.

Материал обязан захватить читателя без остатка, вызвать жгучее желание действовать, добавлять страницу в закладки, передавать ссылки друзьям и знакомым, «лайкать и репостить».

Виральность (вирусность) оценивается социальным откликом аудитории. Написать качественный вирусный текст не просто. Но если это получится, то обещаю, ваш заказчик будет в восторге от результата!

ПЛЮС: вирусный и качественный контент запускает сарафанное радио.

Запуск сарафанного радио
По секрету - всему свету

10. Анализ эффективности, результативности

Решает ли текст поставленные задачи (продает, информирует, обучает, подталкивает к целевой активности)?

Эффективность оценивается лишь после публикации и сбора статистики.

Любые догадки и домыслы автора, вебмастера или заказчика могут оказаться ложными!

Результативность – это конверсия и отдача, которую заранее невозможно спрогнозировать численно. Хороший копирайтер может добиться повышения конверсии, но без какой-либо конкретики.

Никогда не обещайте клиенту конверсии в 10-20-30%. Плохой дизайн, неправильное размещение, перебои в работе сайта, отсутствие трафика, — эти проблемы испортят даже лучший текст! Плюс, данные факторы не зависят от автора.

Все рекомендации для проверки качества статьи мы собрали в чек-лист и готовы поделиться им с вами. Берите, нам не жалко!

Качество статей сайта – залог успеха

Можно долго говорить о важности качественного текста для сайта. А можно уместить весь посыл в одну емкую, но очень точную фразу:

КОНТЕНТ – ЭТО КОРОЛЬ!

«Королевскому» и экспертному копирайтингу нужно учиться у лучших представителей профессии!

От редактора:

Если вы сомневаетесь, что ваша статья идеальная, можно спросить мнения коллег в профессиональных сообществах.

Кстати, начинающие копирайтеры нередко просят оценить статьи опытных авторов.

Стася Шер копирайтер-консультант по маркетинговым коммуникациям

Плюсы: ваши тексты покритикуют райтеры, которые могут и подсказать что-то дельное. Возможно, вы наткнетесь и на представителей целевой аудитории, чьи советы окажутся еще более полезными.

Но есть и минусы.

В закрытых профессиональных сообществах опытные авторы статей редко пекутся о чувствах новичков и на критику не скупятся. Частенько не очень-то и корректную. Кроме того, не все коллеги могут на самом деле обладать необходимым уровнем профессионализма.

Но лучше, конечно, получить обратную связь от экспертов

Кто такие, эти эксперты?

Те же опытные копирайтеры 🙂

Но я отделила эту категорию от предыдущей по нескольким причинам.

К экспертам условно отнесем тех, кто готов делиться знаниями и подсказывать новичкам. Кроме того, эксперты не стараются самоутвердиться в своей «крутости», как это бывает иногда в профсообществах.

А еще очень часто эксперты, особенно в школах копирайтинга и веб-райтинга, сами предлагают оценить текст и помочь его доработать.

Такую помощь вы получите и у нас 🙂

Как поможет Академия правильных копирайтеров?

Для этого есть несколько путей →

  • Бесплатная консультация

Да-да, мы с удовольствием даем консультации по текстам новичкам… и не новичкам. И даже в нескольких форматах.

Кстати, в свое время я тоже пользовалась этой возможностью и обратилась за консультацией к Наталье Карья. После советов Наташи я поверила в свои силы (как бы банально это ни звучало), а еще подняла ставку в 3 раза 🙂

Есть у нас и другой формат — с уроками и домашними заданиями →

  • Марафоны Академии правильных копирайтеров

За последний год с небольшим мы переработали учебные материалы Академии, и теперь у нас есть система обучения написанию текстов для разных уровней: статейный марафон, где учим писать статьи (о да, Капитан Очевидность! 🙂 ) и марафон про продающим текстам.

Не откладывайте свой рост на потом (совет бывалого марафонца :)) и не бойтесь экспертов. Заодно узнаете, как оценивают тексты они.

Напишите в комментариях, какие критерии оценки текстов лично вы используете в своей работе?

Об авторе:
Александр Басс
Копирайтер-вебмастер в области сайтостроения и продвижения. ВК https://vk.com/ssabbass23
Сайт автора: ssabbass.com

Если вам понравился данный пост - вы можете
подписаться на получение новых материалов Академии ПРАВИЛЬНЫХ копирайтеров.