Как брать предоплату новичку? И стоит ли?

как брать предоплату новичкуЭтот вопрос тесно связан с другим — как избежать обмана. Потому что предоплата — гарантированная защита от того, что заказчик вам не заплатит. Как минимум, защита на сумму предоплаты.

Но не всё так просто в датском царстве.

Не везде возможна работа по предоплате

Большинство новичков, совершая все мыслимые и немыслимые ошибки, не имеет дела с предоплатой, потому что работает на текстовых биржах, где оплата только по факту.

Есть там и какие-то механизмы защиты от обмана с разной эффективностью. Например, на Текстсейле для отображения заказа нужно имеет нужную сумму на счету, а на Копилансере деньги вообще замораживаются.

Но мы говорим именно о прямой работе с заказчиком — через биржи фриланса, форумы, свой сайт и личные контакты.

В этом случае предоплата дает уверенность в честности заказчика и стимулирует некоторых коллег работать быстрее, чтобы отдать деньги.

(Впрочем, кого-то больше стимулирует как раз оплата по факту…)

В любом случае предоплату (как минимум частичную) выбирает большинство авторов, работающих напрямую. В частности, это касается опытных и авторитетных коллег, хотя и не всех. Со временем и мы почти полностью отказались от постоплаты — сначала Наталья, затем и Сергей. Ведь возможные потери уже высоки, а форс-мажоры не исключены.

Но как брать предоплату новичкам, еще не наработавшим авторитет? Ведь доверие должно быть обоюдным. И заказчик тоже рискует.

Да-да, иногда и фрилансеры подводят и кидают заказчиков. Например, взял заказ не по зубам, не выполнил толком, а предоплату не возвращает.

Таких-то и боятся заказчики. Особенно — если у автора ни отзывов, ни рейтинга, ни работ в портфолио.

(По большому счету, в этом случае и заказ получить довольно трудно, не то что предоплату. Если нет «пузомерок», нужно быть максимально убедительным в своих ответах.)

Поэтому у вас есть две альтернативы — попытаться убедить заказчика в своей честности или работать на свой страх и риск.

СТАТЬ УЧЕНИКОМ и получить подарки

Вариант первый: только предоплата

Если вас не смущают возможные отказы, вы можете с самого начала работать только по предоплате. Достаточно будет частичной, скажем, 50% от суммы заказа или первой его части.

В этом случае хотя бы попытайтесь убедить заказчика в том, что вы не случайный школьник, решивший наклацать на «клаве» на пиво, а серьезный исполнитель. Если сами не уверены в своих силах, то постоянно тренируйтесь!

Что касается бирж фриланса — не будьте, как некоторые коллеги с «лысыми» аккаунтами пытаются не только отвечать в проектах, но и давать платную рекламу. Интересно, на что они рассчитывают.

Не берите с них пример, а хотя бы заполните профиль и портфолио для начала.

Если у вас есть личный сайт — оформите его как следует, а не одной страничкой с примерами работ.

Отвечайте в проектах толково, а не «сделаю! сегодня! Пиши в асю!». Ответьте на вопросы заказчика, покажите свою компетентность. А для начала — хотя бы поздоровайтесь в ответе.

Таких тонкостей большое множество, и все они сводятся к тому, что мы называем «мышлением неновичка».

Вариант 2: на свой страх и риск

Если вы уверены в том, что требование предоплаты лишает вас заказчиков — не берите. На свой страх и риск. Пока вы только становитесь на ноги, такой риск может быть оправдан.

Кто-то даже берет на вооружение радикальную тактику — «оплатите, если понравится».

К примеру, Наталья однажды выбирала дизайнера на free-lance.ru для отрисовки баннера. Один парень предложил свою цену, показал варианты работ и добавил: «Давайте попробуем. Если понравится, тогда оплатите».

 

Такой подход подкупил своей смелостью, тем более что работы были хорошие при интересной цене. Понравилось 🙂.

Впадать в крайности, конечно, необязательно, да и рано или поздно дух авантюризма сменится спокойным прагматизмом и осознанием своей цены. Тогда вы, скорее всего, уже не будете работать за «понравится», переделывать до бесконечности и брать оплату только по факту.

Но пока берете — применяйте меры безопасности:

1. Будьте внимательны

Это не шаблонный совет. Очень часто сомнительных заказчиков действительно можно определить по их речам, поведению, не говоря уже об отзывах в аккаунте и длительности работы. Интуиция тоже иногда помогает.

2. Не беритесь сразу за большие проекты или разбивайте их на маленькие этапы

Да, заказчику может быть удобно платить вам раз в месяц. Но если он неожиданно пропадет (не обязательно обманет — всякое может случиться), как бы вам не получить удар.

Лучше рисковать малыми «порциями». Один текст на пару часов работ — это почти не потеря.

И при первой возможности начинайте переходить на систему предоплаты. Если, конечно, она вам интересна.

 

Об авторе:
Наталья Карья
копирайтер-эксперт и тренер успеха для фрирайтеров
Сайт автора: free-writing.ru

Если вам понравился данный пост - вы можете
подписаться на получение новых материалов Академии ПРАВИЛЬНЫХ копирайтеров.