Страсти по инфостилю

Шло 27 марта 2012 года. Интернет жил по своим правилам и пополнялся текстами, которые никто не читал. Впрочем, нет. Не так. Тексты читали стр-р-рашные и ужасные поисковые роботы. Чтобы ублажить их, авторы дружно складывали на жертвенный алтарь стиль, вкус, содержание и здравый смысл. Но 27 марта 2012 года что-то пошло не так.

Рождение инфостиля

В Интернете появилось видео.

Оно  оказало на динамично развивающихся авторов, на этих специалистов с огромным опытом свыше 5 лет, впечатляющее, отрезвляющее, оглушающее своей непревзойдённой энергетикой воздействие изменило представление о том, как писать тексты.

Что такое информационный стиль текста

Определение информационного стиля

Определение Максима Ильяхова

Интернет загудел. Копирайтеры затирали до дыр ролик Максима Ильяхова и шептались по кулуарам об авторе и его информационном стиле текста как о чем-то новаторском. Одних радовала перспектива писать четкие, лаконичные тексты по делу, других злило то, что с инфостилем не налить больше воды для объема.

Противники инфостиля

Равнодушных не было. Зацепило всех.

И еще бы не зацепило! Такой качественный и такой «наш» продукт! Без всех этих восторженных, но таких чужих Огилви и Шугерманов, без странной пропаганды Чудесных Магических Заголовков С Гарантией 98,8% Подсознательного Воздействия На Клиента.

Вот что вспомнилось коллегам о тех давних временах:

Дмитрий Карповский:

Сложно сказать, когда я впервые услышал об инфостиле. Вроде кто-то из френдов скинул ссылку на один из текстов Ильяхова.

Почитал, подумал что-то вроде «Хорошо пишет». Но священного трепета не ощутил.

Потом уже, когда инфостиль стали активно обсуждать в копирайтерской среде, а в ТЗ заказчиков фигурировать требования писать по канонам инфостиля, я более внимательно присмотрелся к нему, но ничего революционно нового, опять же, не увидел.

Теперь мое отношение к инфостилю примерно такое: http://levashoff.ru/archives/2410 (статья моего друга).

Оксана Гунько:

Об Ильяхове, информационном стиле и редактуре текста я услышала пару лет назад.

Коллега-журналист прислал мне видео Максима, где Ильяхов показывает, как делает редактуру на конкретных примерах. Мне понравилось.

Я воспринимала его примеры через призму своего опыта: часто редактировала статьи журналистов. И когда делаешь такую работу регулярно, то замечаешь, что у авторов бывают типичные ошибки: у кого-то проблемы с синонимами, кто-то увлекается деепричастными оборотами, а кому-то сложно подобрать точные глаголы, и почти каждый 2-й не уточняет важные факты.

Позже увидела, что в интернет-продвижении востребованы и инфостиль, и продающие тексты. Причем продажи в лоб работают уже хуже. Хотя продавать можно и мягко. Некоторые заказчики (особенно B2B) сразу говорят: «Мы работаем с собственниками бизнеса, нам только в инфостиле».

В журналистике инфостиль используется давно, причем применяют авторские интенции (намерения). Это видно по редакторской политике каждого издания.

Тому, что Максим сумел сделать личный бренд на инфостиле, аплодирую стоя. Теперь это его УТП. Хотя любой выпускник журфака учится писать без воды сразу, как только попадает на работу в редакцию. В универе такой закалки, увы, не получишь.

СТАТЬ УЧЕНИКОМ и получить подарки

О, этот страшный и ужасный дивный инфостиль

Всё было хорошо, пока инфостиль шагал по бульварам интеллигентно. И всё стало не очень, когда он принялся отдавливать авторам заветные мозоли.

Информационный стиль наступает

Копирайтеры разделились на адептов, противников и всех остальных. Казалось, что спорили они об инфостиле даже во сне.

Редакторы презрительно пфыкали и бросались в ответ ссылками на Нору Галь — мол, мы всё это знаем уже давно, выискался тут, понимаешь, умник.

Заказчики метались между лагерями и не знали, кого слушать, к кому бежать и что делать — мы перспективная и динамично развивающаяся компания, занимающаяся производством пластиковых окон, нужен ли нам инфостиль?

Нужен ли заказчикам инфостиль?

«Главред» мне друг, но…

Еще хуже стало, когда появился «Главред».

Заказчики в ТЗ стали чаще требовать «писать в инфостиле» и «не меньше 8-9 баллов по «Главреду»».

Из-за этого продвижение инфостиля превратилось в массированное насаждение, слепое и бездумное вычесывание из текста всего живого в угоду новому «божку» — 10-балльной оценке сервиса.

И вроде тысячу раз уже сказано, в том числе и Максимом, что «Главред» — не панацея, а только средство для вычесывания блох бессмыслицы и пустозвонства, а всё равно… Ванька не так услышал, Санька не так пересказал, Манька не так поняла и применила. И текст «для людей» снова оказался текстом «для машин».

Оценка текста по главреду

«Займитесь смыслом» — вот что говорит нам Максим, но все ли слышат его?

Большая часть авторов до сих пор забывает, для чего они пишут текст. Цель основная — донесение информации до читателя — затирается, размазывается под напором псевдоцели «не меньше 8-9 баллов по «Главреду»». Предложения высушиваются, абзацы сокращаются, смысл проступает ярче, но выглядит как нездоровый румянец у чахоточного больного.

Разумный подход к текстам

Инфостиль и новые навязанные стандарты

Неплохая попытка задать новые стандарты текста с помощью инфостиля и его инструментов вылилась в то же самое формальное отношение к ТЗ, что и раньше, когда всем нужна была 100% уникальность и кривые, как деревенский забор, ключевики в прямом вхождении. Или когда копирайтерские формулы ставились во главу, а содержание текста прихрамывало собакой  с отбитой лапой.

Чем бездумнее слово «инфостиль» рассовывается в техзадания к статьям, тем сильнее негодует другой лагерь — адептов и поклонников четких текстов по делу.

Они идут в школы редакторов, линчуют штампы, секут розгами однородные члены, прилагательные и междометия, соблюдают текстовую гигиену, упираются в правильную верстку и… что в итоге? Выдают экзаменационные мясные тексты, за которыми совсем не видно лица автора и никакого авторского стиля, кроме одного — ильяховского.

Инфостиль и авторство

Да, их тексты изобилуют цифрами и фактами. Да, они грамотны и хорошо структурированы и вкусно проиллюстрированы сочными стейками. Да, их приятнее читать, чем унылое нечто в стиле капитана Очевидность.

Но лично меня отпугивает отсутствие или размытие авторского лица. И недостаток эмоций. И отсутствие милых подробностей — я девочка, я люблю эмоции и подробности.

Отзыв об инфостиле

А иногда поклонники инфостиля вдруг пишут пост в соцсетях, и их читаешь с удовольствием. А почему? А потому что естественно получилось, без правок на неделю, без оглядки на избыток модальных глаголов. И пишут они, соблюдая баланс между эмоциональным текстом для читателей и тотальной редактурой. И отклик идет!

Значит, можно писать так, чтобы глаза не стирались в кровь?! Значит, можно включать режим отжима воды не на максимум, а на 600 оборотов? Можно! Если балансировать и не выключать мозг при виде ТЗ.

Балансируй!

Лагерь тех, что между поклонниками и противниками, — я называю их «разумные скептики» — значительно больше. Они не упираются в один стиль, тренд и формат. Это экспериментаторы, которым интересно всё. Это практики, которые могут и в инфостиль нарядить текст, и в сторителлинг обуть, и художественный колпак на них примерить.

Главное — знать, для кого все эти наряды. Ведь не для себя стараемся! Для людей, которые читать будут. Интересы читателя всегда стоят выше, чем интересы вашего заказчика, который снова бурчит про десятку по «Главреду».

Соблюдай баланс

Для людей важно что? Польза. Смысл. Интересная подача. Виральность. И очень часто — эмоции как связующее звено между мнением автора и читателя.

Поэтому-то расхожее мнение о том, что инфостиль сушит контент, сформировало новый тренд — предельно искренние и образные тексты. Они изобилуют деталями, формируют стойкие образы и доносят, кажется, даже ароматы и запахи.

Где их можно встретить? В основном в личных блогах, на страницах в соцсетях и очень много в Инстаграме, где (казалось бы!) вообще одни красивые картинки. Подробнее об искренних текстах я еще напишу. Сегодня просто заденем их краем глаза, чтобы не забыть.

То, что контент в Интернете меняется, — прекрасно! Полные очевидностей тексты хочется забыть, как сон об апокалипсисе.

Бесмысленные тексты в прошлом

Наконец-то RIP!

И никто сейчас не скажет, надолго ли пришла мода на инфостиль. И что будет дальше с контентом, когда четкие тексты по делу поднадоедят читающей публике.

Лично у меня за пару последних лет случилась передозировка от препаратов «Ильяхов», «Инфостиль» и уже даже «Главред». Но это профдеформационное. Я редко досуха редактирую тексты, радуюсь, когда заказчики пишут: «Ой, только не в инфостиле, пожалуйста, у нас душевный подход».

Заказчики против инфостиля

А То Самое Видео я всё равно нет-нет да и пересматриваю, на выступления Макса хожу, рассылку читаю, а автору аплодирую за несгибаемость и цельность позиции. Я верю в то, что инфостиль в умеренных дозах способен причесать Интернет, наполнить его цифрами и фактами вместо воды. Но должны быть и альтернативы.

И давайте всё же почаще включать голову, когда пишем, а?

Что вы думаете об инфостиле? Пишете в нем или противитесь ему? Расскажите о своей позиции и своем опыте.

Юлия Третья
Об авторе:
Юлия Третья
Копирайтер, блогер, журналист, куратор Академии правильных копирайтеров
Сайт автора: facebook.com/yuliya.tretya

Если вам понравился данный пост - вы можете
подписаться на получение новых материалов Академии ПРАВИЛЬНЫХ копирайтеров.