О воде, стоп-словах, подводных камнях, о которые спотыкаются начинающие авторы, и как эти камни перешагивать

Статей на тему «Что такое вода в тексте и как ее убрать», «Как увеличить объем текста, не налив воды» великое множество. А вот откуда она берется, и что делать, если анализ текста показывает большое количество водности…

Какие трудности подстерегают начинающего автора? Как подстраиваться под требования заказчика? Об этом и поговорим.

Водность и стоп-слова

Знакомьтесь — начинающий копирайтер Вася. Ему 23, и он решил попробовать себя в качестве автора статей. Вася ищет заказы на бирже и в соцсетях.

И вот — ура! — он нашел клиента. Он выдает Васе техническое задание (ТЗ). Там написано, что текст должен легко читаться, быть без воды и витиеватых фраз… А дальше идут списки ключей и параметры водности, тошноты, заспамленности и уникальности. И если термины уникальности и заспамленности понятны, то водность… надо разбираться.

Вода с разных точек зрения и что кроется в глубине

Начнем с того, что в понятие «вода» SЕОшники и райтеры вкладывают немножко разный смысл. Конечно, это все взаимосвязано, но и различать тоже нужно.

SEO: что такое вода

В терминологии SЕО вода — процентное соотношение стоп-слов к общему количеству слов в статье. Если кратко, стоп-слова — те, что не учитываются поисковыми роботами. Союзы, предлоги, числа, а также слова, которые часто повторяются в сети.

Тут Васю подстерегает первый подводный камень

У разных сервисов разные списки стоп-слов

По текст.ру показатели могут быть нормальными, а по Адвего ― зашкаливать. Конечно, заказчики обычно просят измерять каким-то одним сервисом, но если требований никаких нет, лучше выбрать какой-то один. Лично я бы посоветовала Главред.

Веб-авторы под понятием «вода» подразумевают фразы (а иногда предложения и целые абзацы), которые не несут какой-либо конкретики, смысла и пользы для читателя. К этому относятся и фразы из разряда «Спасибо, Кэп!»

Что же имеет в виду заказчик, когда просит написать ему текст «без воды»?

Вася в растерянности. Вот и второй подводный камень

С одной стороны, в ТЗ четко прописано, сколько воды должно быть. Но означает ли это, что

Текст с 60% водностью по Адвего ― всегда хороший и легко читаемый?

Однозначно — НЕТ.

Рассмотрим на примерах.

Возьмем текст про итальянскую мебель, случайно найденный в интернете:

Пример текста с водой

Показатели водности по Адвего у нее вполне приемлемые — около 63%.

Вот что показывает текст.ру: 13% тоже неплохо, нормой считается до 15.

Анализ текста на водность

Но насколько этот текст информативен и полезен для читателя? Хороший такой, человеческий текст… И, как любой человек, на 80% состоит из воды. «Главред» тут более близок к реальности и оценивает текст на 6 баллов, щедро подчеркивая штампы.

Что из этого следует?

Цифры водности никак не определяют качество текста! Никакая машина не может вычислить, к месту это слово или нет, легко читается текст или нет — это может понять только человек.

Вот еще один пример — статья о рисе.

Водность текста. Пример

Вот результаты анализа по Адвего и текст.ру: не идеально, но и не ужас-ужас.

Анализ по SEO-характеристикам
SEO-анализ текста

«Главред» дает этому тексту 6,4 балла. На мой взгляд, он немногим лучше первого.

Как определить количество воды

Так что хорошие цифры не гарантируют качество и информативность текста. Наоборот, многие хорошие и полезные статьи имеют 70% и более воды. Их и читать приятно, и в «Яндексе», и «Гугле» они на первой странице находятся.

Третий подводный камень

Стоп-слова в ключевых фразах

Допустим, Васе нужно написать текст о компьютерах. Но вот беда — «компьютер» тоже считается стоп-словом! Надо иметь в виду, что если в ключах много стоп-слов, процент воды будет высоким, и постараться объяснить это клиенту.

Итак, Вася прочитал все, что надо, собрал информацию. Написал текст, вставил туда все необходимые ключевые фразы. Все вроде читабельно.

Последний этап — проверяем параметры, указанные в ТЗ…

И тут — о, ужас! Анализ выдает ужасающие цифры. Вася начинает беспощадно кромсать статью, подгоняя ее под нужные показатели, выкидывает одно и переставляет местами другое.

Цифры сошлись — начала прыгать уникальность, и все начинается сначала…

До тех пор, пока неплохой, в общем-то, текст не превращается в нечто невообразимое. Васе становится дурно, а его красный диплом филолога зеленеет.

В итоге на издевательство над текстом времени ушло больше, чем на его написание.

Знакомая история?

Так или иначе, почти все через это проходят.

Так куда же слить лишнюю воду?

А как поступить начинающему копирайтеру Васе в такой ситуации?

  • Поговорите с клиентом

Спросите его, почему именно такие цифры? Почему они так важны? Все, конечно, зависит от того, что за текст вам нужно написать. Одно дело — рецепт или инструкция, а другое — пост в блог. Предупредите заранее, что да, текст будет легко читаться, но 60% воды по Адвего вы не гарантируете.

  • Не выкинуть, а заменить

Если цифры так сильно важны, многие авторы допускают ошибку — начинают искать стоп-слова в тексте и просто убирают их. Например, заменяют союз «и» запятой. Тогда в тексте может быть меньше воды, а по цифрам — процентам — больше, ведь общее количество слов в тексте уменьшится. Соотношение изменится не всегда в пользу автора. Все стоп-слова вы все равно не уберете.

Подвести текст под нужные цифры проще, чем кажется.

Избавляемся от воды в тексте

В качестве примера возьмем статью-инструкцию о том, как правильно выбирать ананас. Автор дает читателям неплохие советы, но изложение, увы и ах, далеко от идеала — это видно и без цифр. Текст довольно объемный, поэтому для удобства проанализируем его часть. Вот она:

Убираем воду из текста

Главред оценивает этот фрагмент на 5,9 баллов. А вот результаты анализа по Адвего и текст.ру:

Теперь слегка отредактируем фрагмент, по возможности заменим стоп-слова значимыми. Вот что у нас получилось.

Переписываем первый абзац:

Было

Ананас — этот фрукт у многих ассоциируется с тропиками и дальними странами, но на самом деле уже давно ананас не является чем-то очень экзотичным, его можно купить в супермаркете или даже на рынке. Но поскольку этот фрукт очень необычен для российского потребителя часто возникает вопрос о том как правильно его выбрать. Сделать это совсем не сложно и в этой статье мы расскажем вам как.

Стало

Ананас у россиян ассоциируется с тропиками и дальними странами. Но на самом деле этот фрукт уже давно не является экзотикой. Его легко купить в супермаркете или на рынке. Но поскольку ананас остается необычным для российского потребителя продуктом, закономерно возникает вопрос о том, как правильно его выбрать. В этой статье вы узнаете несколько нехитрых правил, которые облегчат задачу.

Идем дальше →

Было

Сейчас людям известно около 9 видов ананасов и какой попадется именно вам в супермаркете или тем более на рынке, мы сказать не можем, но мы постараемся дать вам общие советы, которые помогут в выборе любого ананаса.

Выбор правильного ананаса

Любой спелый и не выращенный на химикатах ананас должен обладать приятным запахом и вкусом, но посколько определить последнее в магазине не представляется возможным, придется проверять ананас другими способами.

Стало

Сейчас людям известно 9 видов ананасов. На прилавке супермаркета вам может попасться любой сорт. Существуют критерии, определяющие степень свежести и спелости фруктов: цвет, запах, звук, состояние ботвы и чешуек.

Любой спелый и выращенный без применения химикатов ананас обладает приятным запахом и вкусом. Конечно, определить последнее в магазине невозможно, поэтому придется проверять качество другими способами.

Как видите, исправлено не так много. А проверка дала такие результаты →

Без особых усилий (и при этом не сократив объем) удалось снизить водность на 10% (с 76 до 66 по Адвего, с 22 до 12 по текст.ру) и привести его к минимально допустимым показателям «Главреда» (7 баллов). Так что все решаемо и исправимо 🙂

Кстати, для проверки статей стоит пользоваться не только различными сервисами. Некоторые детали вполне можно проверить по простому чек-листу →

  • Больше конкретики

Если текст будет информативным и будет решать проблему читателя, есть шанс договориться с клиентом и оставить все как есть. Если же текст все равно возвращают на доработку и просят уменьшить водность, исправить будет легче.

Вместо эпилога

Я не призываю вовсе отказываться от сервисов SEO-проверки текстов. Они могут быть очень полезными, если знать, как с ними работать. Главное — помните: вы пишете тексты для людей, а не для машин. Читателям все равно, сколько процентов воды в вашем тексте. Если он не выполняет задачу, он бесполезен. Даже при идеальных показателях воды и тошноты.

А вы как считаете? Комментируем, не стесняемся 🙂

Об авторе:

Елена Рябова

веб-райтер

выпускница статейного марафона

Страница ВКонтакте

Академия правильных копирайтеров
Об авторе:
Академия правильных копирайтеров

Если вам понравился данный пост - вы можете
подписаться на получение новых материалов Академии ПРАВИЛЬНЫХ копирайтеров.