О ЧЕМ СТАТЬЯ
В первой части статьи мы говорили о времени:
- как его оценить правильно
- как выстроить работу с ним
- и как сократить его бесполезные расходы.
Сегодня речь пойдет о прокрастинации, перфекционизме и прочих радостях, которые мешают работать продуктивно и получать удовольствие от работы.
И конечно, теорией мы не ограничиваемся.
Как известно, теория без практики мертва. Наша задача — дать практические инструменты, которые можно сегодня же применить и оценить.
Будем говорить про то, как справляться с переживаниями по поводу работы, как писать телескопические тексты и позволять себе сначала делать что-то паршиво и как договариваться с ленью и перфекционизмом.
АВТОР МАТЕРИАЛА
Макс Черепица

СОБРАЛА ВСЮ ИНФОРМАЦИЮ В СТАТЬЮ
Наталия Помогаева

Рассаживайте пассажиров по билетам
Представьте, что текст — это длинный поезд. В каждом вагоне сидит какая-то задачка, например, написать черновик. И всегда дополнительно в этом вагоне сидят переживания: а вдруг у меня кончится ручка, когда буду писать черновик. Или: а вдруг я даже не буду знать, с чего начать, потому что у меня в голове нет знаний на эту тему.
В этом же вагоне внезапно может оказаться переживание, которое должно ехать в другом вагоне. Например: а будут ли эту статью комментировать? Это переживание из другого этапа.
Каждый вагон — это этап написания.
У нас есть 28-ой вагон, где нужно ответить на комментарий. И вот у вас в первом вагоне внезапно оказывается пассажир из 28-го.
И ваша задача поступить, как внимательный проводник поезда. Вы говорите: «У вас место в другом вагоне. Здесь пишут черновики, поэтому тут сидят переживания, которые связаны с написанием черновика. Переживания по поводу комментариев мы отправляем в другой вагон».

Это переживание может оказаться неблагополучным пассажиром, который скажет: «Нет, я остаюсь здесь, потому что… у меня день рождения, я требую, чтобы со мной нянчились».
И тут нужно принять решение: либо оттащить товарища в тот момент, когда это на самом деле будет происходить (то есть в случае с комментариями мы заранее никак на это повлиять не сможем), либо сделать себе еще один дополнительный вагон для общения.
Например, вы пишете черновик и переживаете о том, что люди будут писать в комментариях. Вы берете и прицепляете второй вагон, в котором ставите задачу написать 10 вариантов вопросов в конце поста, чтобы вызвать больше комментариев. И туда это переживание подсаживаете. Как в детской книжке — подберите к этой задаче переживание, которое ей подходит.
У одной задачи может быть много переживаний, одни и те же переживания могут быть прицеплены к нескольким задачам, но всегда сверяйтесь: то, по поводу чего вы переживаете, относится именно к этой задаче или нет.
Чем это помогает? Когда вы можете контролировать переживания, вам спокойнее.
Кстати, если вы любитель переживать и жаловаться, обязательно почитайте про профессиональное нытье — отличная статья с юмором и авторскими иллюстрациями.
Создавайте минимально жизнеспособный продукт
У стартаперов есть термин «минимально жизнеспособный продукт», который позволяет быстро протестировать гипотезу. Стартапы отличаются от более размашистых бизнесов тем, что стараются быстрее выйти на рынок и понять, нужен людям их продукт или нет.
Допустим, наша цель — добраться из точки А в точку Б.
Нужно придумать какое-нибудь транспортное средство. Что мы можем сделать с точки зрения стартапа? Возьмем колесики, прикрутим к доске — получится скейтборд. Можно ехать!
Что делает перфекционист в этот момент? Он говорит: «Так, задача — транспортное средство». Или в нашем случае: «Текст должен быть идеальным, начну с идеального заголовка».
И делает идеальное колесо. В то время как коллега сделал скейтборд, съездил в магазин и вернулся, он делает колесо. Он закончил — идеальное колесо готово.

Прошла куча времени. Коллега придумал: «Приделаю ручечку к скейтборду — получится самокат». То есть он быстро делает то, что уже можно выпускать.
Например, если бы мне сказали: «Максим, нужно выступить через час», я бы положил перед собой буллиты в виде черновика и выступал бы без презентации. Потому что у меня с собой скейтборд — то, что я уже могу отнести людям.
Если бы я был перфекционистом, у меня бы к началу выступления был бы готов идеальный первый слайд, по которому я рассказал бы о прогнозе по времени. А дальше пришлось бы выкручиваться.
Перфекционизм сможет давать вам комментарии к не очень удачным «скейтбордам»: «Слушай, вообще-то хотелось бы типа машины, давай чего-нибудь приделаем. Может, руль?» — «Ну давай руль». — И у вас получается самокат. «А может, давай еще что-нибудь приделаем? Давай педали приделаем?» — «Хорошо, давай приделаем педали». — Получаете велосипед.
Всё это время наш старый перфекционистский подход заставлял бы нас делать идеальное колесо. И мы поехали бы только на четвертом этапе, когда бы доделали все дела, то есть спустя… пять лет.
В случае с минимально жизнеспособным продуктом мы постоянно делаем какие-то короткие операции, которые позволяют быстро поехать — как можно быстрее добежать до текста, который можно публиковать.
У вас в задании стоит, например, большая статья для журнала, но вы начинаете всё равно с маленького текстика, который можно уже сегодня вечером запустить в Инстаграме — это скейтборд.
Понимаете, что у вас еще есть время? Хорошо, взяли и сделали два маленьких постика в Инстаграме, которые склеиваются в постик для Фейсбука чуть большего размера. Получился самокат.
Но в каждый момент, когда вы заканчиваете операцию, у вас есть результат. Не разодранные куски текста, который ни на что не похож, а такой как бы Франкенштейн, зато готовый. Что-то, что можно показать, выпустить наружу.
Пишите телескопические тексты
Допустим, пишете статью, как сделать классный заголовок. Написали: заголовок отвечает на вопрос, что узнает читатель в этой статье. В принципе базовая версия статьи уже готова.
Да, если вы не знаете, как написать цепляющий заголовок, то мини-мастер-класс вам в помощь. Но один заголовок в поле не воин задачу не решит. Нужно увлечь читателя захватывающим лидом. И не забудьте про яркий финал, иначе текст свою задачу не выполнит.
Потом вы решили дополнить, как именно читатель узнает, что в статье написано. Берете этот кусочек и превращаете в два предложения: читатель почитает вот это и это и поймет вот так и так. У вас получился текст побольше.
То есть вы пишете какую-то основную мысль, а потом ее постоянно раздвигаете, раздвигаете, раздвигаете, и получается подробный текст.
Эту идею отлично визуализирует сайт http://www.telescopictext.com.
Там история «я сделал чай». Нажимаешь на фразу «я сделал» — получается «я сделал себе чай». Нажимаешь еще раз на «я сделал» — выходит «я вскипятил чайник, сделал себе чай». Если вы долго будете нажимать на этом сайте на слова, то у вас рассказ будет становиться всё больше и больше. В итоге — телескопический текст.
Позвольте себе сделать первый паршивый черновик

Если мне сказать: «Макс, пойдем лепить», я понятное дело, буду головой понимать, что слеплю не очень хорошо, но в голове буду видеть вот такую картинку, как на иллюстрации рядом.
У меня есть смешная, совершенно необъяснимая для меня история на эту тему.
«Афиша» заказала мне статью. Я закрыл глаза и представил себе разворот журнала «Космополитен», хотя я вроде бы никогда не читал женских журналов. С красивой версткой, с розовыми шрифтами с засечками. Всё красиво сверстано, но по моей теме. Что-то типа рубрики «Саморазвитие и управление делами». Открыл глаза, думаю: «Так, это очень странно. Если я буду дальше представлять так, меня это заведет не туда».
Если вы мечтаете работать с известными газетами или журналами, но не представляете, к кому нужно обращаться и как убеждать, — скачайте чек-лист «Как начать работать с крупными изданиями».
И вот что получается: часто, представляя себе какой-то идеальный разворот, мы с большим трудом договариваемся с перфекционизмом. Потому что, когда мы говорим себе: «Ну-ка, напиши статью» и начинаем думать о самом идеальном варианте (как в моем случае, когда я представил разворот настоящего журнала, который можно пощупать, а заказана была всего лишь статья на сайт), итог всё равно выглядит примерно так →

Магия заключается в том, чтобы договориться с собой по совету автора замечательной книги «Птица за птицей» Энн Ламотт. Энн предлагает ввести термин first shitty draft — «первый дерьмовый черновик».
Когда у вас в плане написать первый дерьмовый черновик статьи про смесители, вы плохонько пишете первый черновик, потому что он первый. Смотрите на него, смотрите на задачу. Написано: «сделать первый дерьмовый черновик». Смотрите на статью — именно это и получилось. Черновик? Черновик. Дерьмовый? Абсолютно дерьмовый. Это был первый подход к снаряду. Здорово, совпало, победа!
А следующая задача — редактирование черновика и улучшение его.
Чем это отличается от стандартного подхода?
Задача: напиши текст про смесители. Пишем тот самый дерьмовый черновик, который в любом случае получается, поскольку он первый. Смотрим на это и говорим: «Ы-ы-ы, не-е-ет, выйди, зайди нормально. Ты, может, голову дома забыл? Это и черновиком-то стыдно назвать».
Когда мы с собой договариваемся написать первый дерьмовый черновик, пишем его и получаем ровно, как написано, — всё отлично.
Договаривайтесь с ленью и перфекционизмом
Как нам мешает восприятие себя как лентяя или человека, который всегда пишет в дедлайн? Мы связываем эту проблему с собой.
Если мы перестаем называть себя лентяем и понимаем, что в определенные моменты к нам приходит лень, справиться с ней гораздо легче.
То есть мы можем ощутить это так: я лентяй, я плохо пишу и вот как-то… не пишется текст. А можем ощутить другое: когда я сажусь за этот этап работы, ко мне приходит невыносимая лень.
Есть такой метод, когда мы вытаскиваем наружу свою лень и представляем, как она выглядит. Вот моя лень выглядит как тяжелое одеяло, которое меня укутало и говорит: «Давай отдохни».
Как вы представляете свою лень? Туман, облако, которое укутывает, гиря, которая повесилась на ноге. Важно визуально отделить ее от себя. То есть не «я лентяйка», а «когда я пишу, на меня накидывается вот это тяжелое одеяло, которое мне мешает».
В чём трюк?
Когда вы понимаете, что эта история приходит снаружи, вы с ней можете взаимодействовать, как с коллегой.
Мой перфекционизм похож на занудного редактора. Если бы я работал в газете, у меня был бы редактор, который постоянно приходил бы, говорил: «У-у-у, Максим-Максим, да-а-а-а» — и уходил. То есть я представляю себе свой перфекционизм примерно так.
Если бы я с таким редактором столкнулся в жизни, я бы обязательно спросил: «Сергей Палыч, извините, что у меня в тексте не так? Я исправлю». Перфекционизму пришлось бы со мной общаться.
Поэтому я вытаскиваю перфекционизм наружу и начинаю с ним общаться. Не бороться, не побеждать, как обычно встречается в литературе. Я всего лишь пытаюсь научить свой перфекционизм общаться со мной. Я общаюсь с ним как с коллегой, который мешает работать.
Иногда я обнаруживаю, что коллега не мешает. Часто лень оказывается заботой, потому что мы забываем отдыхать, а себя надо беречь.
Например, иногда лень представляется барьером, закрывающим подход к столу. Мы начинаем думать об этом за счет такого метафорического мышления совершенно по-другому и придумываем себе полезный инструмент. Как этот барьер можно обойти, перейти или пролезть сквозь него, сделать в нём дверь…
Не просто «бери и делай», «сядь и сразу нормально пиши», а размышляем: «Почему меня сейчас магнитом куда-то тянет? Надо с этим как-то договориться». «Магнит, ты чего тянешь? В чём проблема?» Он говорит: «Слушай, ну ты никогда не писал про смесители. Ты же не напишешь про смесители хорошо». Ты говоришь: «Я не знаю, пока пообщаюсь со специалистами, которые работают в компании заказчика». Он такой: «А, ну ладно». И внезапно тебя отпускает.
Поэтому, как только в следующий раз вы почувствуете, что вас одолевает лень, прокрастинация, перфекционизм, — визуализируйте.
Иногда хочется одолеть тучу, побить тучу, но по-пацифистски идеально: научить тучу взаимодействовать со мной, или перехитрить ее, или договориться с ней.
Чем меньше в речи слов вроде «одолеть», «перебороть», тем комфортнее жить, потому что жизнь перестает быть борьбой. Она становится интересным приключением.
Вместо выводов
- Рассаживайте переживания по вагонам — это добавит вам спокойствия. Переживайте только о том, что относится к тому этапу работы, которым вы сейчас занимаетесь.
- Создавайте минимально жизнеспособный продукт. После каждой итерации у вас должен быть вариант текста, который можно опубликовать прямо сейчас. Пишите телескопические тексты.
- Позволяйте себе создавать первый дерьмовый черновик.
- Отделяйте лень, прокрастинацию, перфекционизм от себя и визуализируйте их. Тогда с ними можно договариваться.
- Превращайте работу с текстом в удивительное приключение.
Расскажите, какие советы вам понравились и вы решили взять их в свою практику? Пробовали ли хоть раз разговаривать с перфекционизмом и ленью? Получалось?
Отличная статья! Благодарю! 🙂