- Рубрика Пишем тексты, Полезные инструменты.
- Время прочтения: 10 минут
Сколько отличных идей остались лишь набросками, сколько постов не увидели свет! И только потому, что сложно начать или закончить текст. А ведь есть пошаговая инструкция, которая поможет задумкам превратиться в отличные статьи.
Варвара Лялягина на конференции «Копирайтинг и веб-райтинг-2016» провела чудесный мастер-класс «Остановите бой без правил! Процесс, который позволит писать легко». Простая инструкция разделяет работу на этапы, не давая встречаться творческому и рациональному. Итог — сомнения уходят, а текст пишется. Если вы пропустили это выступление — читайте конспект и приступайте к работе!
Начала Варвара с плохой новости: да, писать сложно.
Но есть и хорошая новость: писать сложно всем! Даже великим писателям и опытным авторам. С вами всё в порядке!
Можно выдохнуть. Вы не один такой.
Даже если вы получаете удовольствие от процесса и вам нравится результат вашего труда, в голове всё равно рождаются десятки отговорок-страхов, почему не стоит заниматься писательством в принципе или браться за эту статью.
Такие отговорки у каждого свои, но есть самые популярные, которые досаждают многим.

Что делать?
Запишите свои отговорки и страхи в тетрадь. Как только они проявятся на бумаге, вы поймете, что это всего лишь придуманные монстры, которые живут в вашей голове. Не более того.
Вспоминайте об этом всякий раз, когда страхи проникнут в ваши мысли.
2 точки зрения на писательство


Эти 2 точки зрения отображают бой без правил, который происходит у нас в голове.
С одной стороны, писательство — это удовольствие, саморазвитие и творчество. А с другой стороны, нас угнетает миф, что текст должен быть идеальным, а еще лучше — гениальным. Поэтому мы демонизируем писательский процесс. И это убеждение очень устойчиво даже среди маститых авторов.
Не лучше ли относиться к писательству как к потехе и удовольствию? Возможно, тогда писать будет легко и радостно.
Наблюдайте за… собой!
Внутри нас борются правое и левое полушария. Креативный творец и рациональный критик. Креативная часть генерирует идеи, а рациональная сторона находит отговорки и убеждает, что еще рано, нужно подучиться, что-то почитать (список продолжите сами). Из-за столкновения двух начал: творческого и рационального — возникает писательский блок. И мы теряем возможность писать.

Что делать? Изучите себя!
Вспомните, в каких условиях вы хорошо пишете, когда появляется желание писать.
Посмотрите на свои удачные тексты. Что заставило вас их написать?
Когда включается творческая составляющая, а когда вы анализируете информацию? Что является спусковым крючком для вас? Что вдохновляет? Это могут быть фотографии, иллюстрации, путешествия, мероприятия, встречи, музыка, фильмы.
Например, меня вдохновляет природа: лес, река, небо. Посидишь в тишине на шелковистой травке, послушаешь трели птиц и журчание воды, посмотришь, как бегут прозрачные облака, и в голову приходят идеи, а слова сами собой складываются в стройные фразы.
Не откладывайте идеи на потом. Появилось вдохновение — садитесь и пишите.
Этапы работы с текстом

Главная идея работы — разделить творчество и логику. Они не должны пересекаться. Именно это повышает эффективность работы.
1 этап. Подготовка к написанию

Какая задача у текста? Она не всегда будет напрямую отражаться в тексте. Например, вы хотите начать, расписаться.
Кто идеальный читатель этого текста? Вообразите идеального читателя. Возможно, конкретного человека. Сформулируйте это как можно точнее. Например, текст для творческой мамы — это слишком общее определение.
Лучше так →
Текст об организации дня рождения для девочки. Это текст для мамы двухлетней девочки. Мама хочет сэкономить деньги, потому что она сидит в декрете и у нее нет сбережений, при этом она хочет удивить своих подруг и организовать дочери праздник самостоятельно.
Когда вы пишете для конкретного человека, это позволяет максимально персонифицировать текст.
Что должен сделать читатель? Возможно, читатель должен рассказать другу или задуматься о необходимости покупки экосумки, оставил комментарий и т. д.
Иногда ответы на вопросы могут быть неочевидными. Например, вы пишете посты, чтобы создать портфолио, привлечь внимание партнеров или заказчиков.
Напишите структуру текста. Не всегда она сохранится в конечном варианте. Набрасывайте структуру, делайте пометки. Например, уточнить цитату, узнать мнение эксперта, посмотреть статистические данные на таком-то сайте и т. д.
Структура помогает избавиться от страха чистого листа и легче двигаться дальше.
Этап 2. Создание черновика

Держите структуру в уме, но отпустите себя полностью. Дайте волю своему творческому началу.
Необязательно начинать с первого пункта плана. Начинайте с любого места: с того, который лучше идет, который вам интереснее. Не правьте, не осуждайте себя и не включайте критика. Пусть в тексте будут ошибки, описки, повторения. Не обращайте внимание на стиль, оформление и прочее.
Главное — вылить мысли на бумагу.
Оставляйте «флаги» — примечания о том, что нужно перепроверить ссылку, найти видео, добавить комментарии или уточнить дату.
Не углубляйтесь в эти тонкости сейчас. Такой подход помогает намного быстрее работать с текстами.
Устраивайте себе писательские ретриты: выбирайтесь в необычные для себя места или уезжайте в другие города и пишите-пишите-пишите. Часто смена обстановки пробуждает творчество.
3 этап. Проверка текста

Черновик готов. Теперь очередь критика.
Работайте с «флагами», вносите правки, корректируйте цитаты, добавляйте факты, цифры, сокращайте, переставляйте местами части текста.
Часто мы пишем тексты в хронологическом порядке, потому что так удобнее и проще излагать мысли. Но читать такой текст скучно, потому что не хватает динамики. Иногда полезно начать с самой сути, самый яркий момент можно вынести в начало текста.
Не бойтесь нажимать клавишу Del, переставить местами части текста. Часто именно после этого текст начинает играть красками.
4 этап. Редактура

Да, когда редактор проверяет тексты, это правильно. Но на редактора надейся, а сам не плошай. Всегда проверяйте и вычитывайте сами, ведь под текстом будет стоять ваша фамилия.
Проверяйте орфографию программой «Орфограммка». Она очень удобная и простая.
Если за вами водится такая вещь, как желание еще что-то изучить по теме, пересмотреть вебинар, прочесть парочку статей, то договоритесь с собой, что вы углубитесь только в одну тему.
Иначе вы так и будете дорабатывать материал и не опубликуете статью.
5 этап. Публикация статьи

Удобнее писать заголовок в конце, когда уже виден весь текст, понятна основная идея.
Пишите не менее 10 заголовков к тексту. Это развивает креативность и помогает выбрать самый сильный заголовок, который сделает пост успешным.
Разделите текст на абзацы, сделайте списки, подзаголовки, расставьте акценты. Попробуйте пройтись по тексту и прочесть только выделенные фразы и подзаголовки. Если у вас сложилась общая мысль, вы поняли, о чем текст, — значит это поймет и читатель.
Иллюстрации — это заключительный этап. Не давайте картинкам остановить процесс создания текста.
Что нужно сделать, чтобы ускорить написание текстов
Главное, что вы должны сделать →

Если будете следовать этим правилам, то писательские блоки и коварные монстры-отговорки исчезнут.
А как вы обходите писательские блоки? Какие секреты и находки есть у вас? Где вы черпаете вдохновение для своих творений? Делитесь в комментариях.
Если вам понравился данный пост - вы можете
подписаться на получение новых материалов Академии ПРАВИЛЬНЫХ копирайтеров.
А я пишу охотно:
* когда воодушевлена,
* когда очень надо,
* когда полежала — кровь приливает к голове и делает мысли свежими :),
* когда есть дедлайн,
* когда начала писать, теперь уже «нас не догонишь!» 😉
Девушки, а можно спросить вас о технологии работы с блогом? Я — «чайник», создала свой блог по предложенному мне клише или сценарию в интернете. счётчик уже считает количество просмотров, а я не могу больше ничего вставить в него. Подскажите, пожалуйста, как это сделать.