Не пишу перед дедлайном: Как начинать заранее

По материалам выступления Макса Черепицы на конференции «Копирайтинг по любви»

О ЧЕМ СТАТЬЯ

Когда спрашиваешь у авторов, что им мешает начать работу заранее, находится миллион ответов:

  • «мозг включается перед дедлайном»
  • «боюсь, что не осилю»
  • «нет мыслей, четкого образа»
  • «недостаточно информации»
  • «думаю, что успею»
  • «срабатывает перфекционизм»

То есть находится миллион причин, чтобы отложить работу на последний момент. Поэтому сегодня поговорим о времени и инструментах работы с ним.

О прокрастинации, перфекционизме и прочих радостях людей, которые сталкиваются с написанием текстов и вообще с любой интеллектуальной, творческой работой, — побеседуем во второй части статьи.

Вы получите полезные практические инструменты, которые можно включить в работу прямо сегодня.

АВТОР МАТЕРИАЛА

Макс Черепица

Макс Черепица

СОБРАЛА ВСЮ ИНФОРМАЦИЮ В СТАТЬЮ

Наталия Помогаева

Наталия Помогаева

Оценивайте время

Первая проблема — это оценка времени.

Каждый раз, когда планируем, мы пытаемся вспомнить, как было раньше, и заложить примерно столько же времени. Но на самом деле, увы, мы пляшем от каких-то оптимистичных установок.

Было удручающее исследование.

Людей просили прикинуть, сколько у них займет работа, если всё пойдет хорошо: тема окажется интересной, времени будет достаточно и прочее. То есть нужно было сделать оптимистичный прогноз.

Потом ту же группу людей просили оценить работу реалистично, с учетом того, что многое может пойти не так.

Оценки расходились несущественно: разница в день или в несколько часов.

Это говорит о том, что у людей разных профессий, не только у авторов текстов, есть проблема оценки оптимистичного, реалистичного и даже пессимистичного срока.

Нам кажется, что и хороший, и плохой, и средний вариант развития событий — это, грубо говоря, плюс-минус денек.

Из-за ошибочного понимания, как устроено время, мы часто и оказываемся в авральном режиме работы.

Зачем здесь изображен месье, который рассказывает о погоде в Мурманске и Архангельске?

Он говорит о прогнозе.

Одна из самых полезных техник оценки времени — задокументировать, сколько времени на самом деле занимает написание текста.

Важно учитывать не затратное время, когда мы сидим и пишем текст, а календарное время со всеми оценками, отвлечениями, ожиданиями, размышлениями, терзаниями и т. д.

То есть текст примерно такой же сложности в прошлый раз — вы измеряли — занимает у вас с момента получения задачи до момента, когда он написан и сдан, ровно две недели. Из них полторы недели вы думали о том, как это сложно, а полнедели писали. Не стесняемся этого и не делаем вид, что всё как-то по-другому.

Да, этот срок — две недели — может нам нравиться или не нравиться, но мы уже работаем с реалистичными прогнозами и реалистичными данными.

Соберите реальные данные

В следующий раз, когда возникает какая-то идея с текстом, засеките время, которое действительно прошло от момента получения идеи текста до того, как вы сели писать; от того, как сели писать, до окончания первой версии; от того, как написали первую версию, затем отредактировали первую версию и т .д.

Запишите весь процесс: тут два дня, тут день, тут полдня, тут пара часов. Соберите данные на нескольких ближайших текстовых проектах. Тогда вы сможете реально оценивать следующие тексты.

Конечно, какие-то темы вам приятнее, ближе и вы быстрее пишете, а какие-то — менее приятны и вы пишете дольше. Могут получиться две примерные оценки: долгие тексты я пишу две недели, а быстрые тексты на любимые темы — два дня.

И с этим прогнозом будет проще и договариваться с клиентами, и писать для себя.

Создайте промежуточные дедлайны

Представьте, что текст нужно сдать через месяц.

Вы понимаете, что если он должен быть готов через месяц, то примерно «тогда-то» должен быть готов черновик. И вот это «тогда-то» важно зафиксировать, чтобы у вас появился промежуточный дедлайн. И не в формате «надо хотя бы немножечко чего-то там сделать в середине пути». Нужно чтобы вы понимали: через 2 недели черновик должен быть готов.

А если вы работает в паре с редактором? Тогда между «черновик готов» и «текст сдан» появляется еще пара черточек, на которых написано «отдан редактору», «вернулся от редактора». И обязательно грамотно оформляйте статью, чтобы правок вносилось меньше, а редактор был счастливее.

Читали нашу публикацию «Культура оформления статьи, Или как сделать редактора счастливее»? Если нет, то обязательно изучите материал. Крайне полезно.

Ну а если вы нацелены на максимально высокий результат, тогда дополнительно изучите мастер-класс «Как правильно оформлять тексты для сайтов и блогов». Там особое внимание уделено именно статьям.

У каждого этапа есть дата, к которой вы пытаетесь успеть.

Обычно мы почему-то пытаемся сделать это в голове. Вроде бы всё понятно: если у нас 24-го числа сдача, значит примерно 15-го должен быть готов черновик. Заносим в список дел, но потом происходит масса событий, и таймлайн забывается.

Есть категория авторов, которые признаются: «Чувствую, что мозг работает быстрее именно в дедлайн». Чтобы поймать это ощущение, сядьте и нарисуйте таймлайн для текста, над которым вы работаете прямо сейчас. Причем расставлять шкалу нужно с конца в начало.

Когда вы начинаете рисовать с конца, вы мысленно погружаетесь в историю и чувствуете, что происходит. Например, текст сдан, значит в предыдущий день я сижу с бешеными глазами и судорожно редактирую его. Значит можно предыдущий этап отодвинуть немного дальше.

Ищите слабые звенья

Я начинаю писать с каких-то буллитов, основных мыслей, о которых хочу рассказать. Другими словами, начинаю с составления плана статьи.

Например, презентация к выступлению сначала появляется в текстовом формате: идея, таймлайн, прогнозы. К каждому буллиту я подписываю конкретную дату, в которую хочу попасть. Потом уже буллиты разворачиваются в текст.

Подвох в том, что если вы не верите в назначенную дату, то, промахиваясь, будете загонять себя в стандартное состояние «дедлайн». Но если у вас будет таймлайн, вы поймете, где именно что-то пошло не так.

Например, я собирался сделать черновик такого-то числа, но почему-то передумал и сделал позже. Здесь и начались проблемы.

Бывает, что автор стесняется передать редактору текст. Переживает, достаточно ли хорошо получилось. Именно там всё валится. То есть до этого момента всё хорошо, в таймлайн попадаем. Оттягивание начинается, когда нужно редактировать.

Кстати, чтобы меньше переживать по поводу того, насколько хороша статья, используйте «Чек-лист качества статьи». Просто пройдитесь по пунктам и внесите корректировки, если нужно.

Вы можете обнаружить такое узкое место в вашем процессе и понять, с чем именно следует работать. Всегда кажется, что надо настроить везде и по чуть-чуть, но бывает, что проблема в черновике, либо в редактуре, либо в публикации.

Нужно поймать то самое место, где у вас больше всего сопротивления.

Работайте короткими отрезками

Любите настраиваться на работу? Тогда вместо этого скажите себе: ближайшие 25 минут буду составлять план к тексту. И включайте таймер.

Таймер сработал — всё, можно отдохнуть, попить чайку, выдохнуть.

Такие 25 минут называют «помидорками». Это такой частный случай таймбоксинга.

Почему такое название?

Один итальянец придумал способ, который помогал ему учиться лучше. У него был таймер в виде помидора, который обычно используется на кухне. В честь этого и была названа «помидором» техника, которую он выдумал.

Чем нам это полезно?

Это помогает в тех случаях, когда кажется, что задача очень сложная и бесконечная.

Мозг воспринимает трудную задачу как потенциально опасную, поэтому нам очень сложно занырнуть в пугающую проблему.

Когда мы видим огромную задачу на непривычную тему, которую надо глубоко копать, внутренний голос нашептывает: «Тебе нужна целая вечность, ты будешь писать этот текст всю жизнь, это никогда не кончится». И мы прислушиваемся к этому голосу и идем заниматься чем угодно, лишь бы не этим.

Таймбоксинг позволяет договориться с внутренним голосом на короткой дистанции.

Если мы говорим внутреннему голосу: «Слушай, родненький, всего 20 минут, по-честному. И, чтобы ты убедился, я включаю таймер», — важно на самом деле включить таймер, а когда он сработает, выйти из этой задачи.

Таймбоксинг помогает нам в двух моментах, поэтому важно попробовать его для текстов, особенно для больших.

Во-первых, вы легче начнете задачу из-за договоренности с собой. Ведь это всего 25 минут, а потом передохнем, затем еще 25 минут — и снова передохнем. Такие подходы к снаряду.

Во-вторых, это упростит вам жизнь в части прогнозов. Вы будете понимать, что написание легкого текста занимает пять «помидорок», а суперсложного — двадцать.

Станет проще договариваться с собой и начинать что-то большое.

Решение принимаете вы

Представьте: вы берете заказ, понимая, что тема обширная и статья получится огромная. А клиент говорит: «Знаете, такая проблемка: текст нужен вчера». И уже всё обсудили, деньги почти в руках, и вы киваете, понимая, что: «Ой, как-то это не очень возможно. Ну ладно, там вот извинимся, здесь подстрахуемся, и будет нормально».

Происходит ровно то, что написано на картинке: выбор. В этот момент мы принимаем решение: да, берем срочную работу.

Представьте, что у вас есть точный прогноз и вы понимаете, что статья занимает минимум 5 подходов по 30 минут. К вам приходит человек и говорит: «Слушай, нужно сделать статью за 2 подхода по 30 минут».

Вы можете сказать: «Если нужно сделать за 2 подхода, то статья будет меньше (или проще). Либо мы вообще не работаем, потому что, увы и ах, это невозможно».

Если у вас нет прогноза, приходится договариваться «по чуечке». А чуечка в моменты переговоров обычно срабатывает чудовищно плохо.

Оценка вашей работы во времени, более или менее стандартная, дает вам уверенность на переговорах.

Если вы понимаете, что базовая статья занимает столько-то времени, но вы готовы пообещать себе или заказчику сделать работу быстрее, вспоминайте, что срочность — это ваш выбор.

У вас есть только кофейная чашечка

Заказчик — это пожарный. Он может быть внешним или внутренним, если пишете для себя. У него огромный брандспойт, на котором написано «пурга», и он поливает нас задачами: было бы здорово написать такой текст и вот такой текст, а для марафона сделать 89 текстов и вот таких постов. Он поливает со скоростью несколько литров в минуту.

Ваше время — это кофейная чашечка на 200 мл.

Человек поливает своими потрясающими задачами и идеями вашу чашечку и удивляется периодически: «У него чашечка всего. Как он, интересно, успевает делать это количество текстов?»

Ответ в том, что не все успевают, потому что не чувствуют размера этой самой чашечки.

Представьте: вы накупили в выходные продуктов на неделю. На кассе вас спрашивают: «Пакет нужен?» Вы смотрите на гору покупок и говорите: «Ну-у-у… давайте, даже два… больших». Вы понимаете: иначе все покупки не унести.

И представьте, как было бы глупо, если бы в момент, когда у вас на магазинную ленту навалена такая гора идей про тексты, вы посмотрели бы на эту груду и сказали: «Давайте, да. Один маленький, целлофановый».

Совершенно абсурдная ситуация, если представить себе это на кассе магазина. Но обычное положение дел в жизни.

Пакетик или чашечка — это ваш день или неделя, в зависимости от срока прогноза.

Количество продуктов — это количество ваших задач.

Если вы не считаете количество пакетиков или чашечек и не соразмеряете их с конечным потоком, чуда не происходит: поданная вода будет выливаться из этой чашечки.

А чтобы увидеть, куда уходит время, используйте программы учета. Одно дело предполагать, а другое — видеть. Здорово отрезвляет и настраивает на рабочий лад.

У меня был очень трогательный момент, когда одна из клиенток сказала: «Слушай, я поняла, у меня же просто не помещается это в один день. Но я пока отказываюсь в это верить».

Это максимально честный ответ, потому что в это неприятно верить. Нам кажется, что нужно горы сворачивать.

Но опять же, если начать внимательно использовать списки, делать прогнозирование, таймбоксинг, ощущение личного героизма пропадает. Вы просто умиротворенно делаете свою работу. И некоторые по этому скучают: «Ты знаешь, я стала всё успевать, четко поручать, всё предсказуемо, но пропал вот этот… дух авантюризма и героизма».

Лучше поменьше, но предсказуемо, чем много и непредсказуемо.

И до тех пор, пока вы за это не возьметесь, пока не скажете: «Пожарный, стой, давай-ка чуть-чуть поменьше, потому что у меня все-таки 200 миллилитров», пока не скажете: «Горшочек не вари!», — всё это будет происходить. Чуда не случится.

Создавайте алгоритмы

Важно понимать, как устроено написание текста, и изгонять мысли, что написание текста — это история, требующая вдохновения и какого-то особого момента.

Бывает, что вдохновение приходит. Мы сели и работаем, перья летят, а мы пишем и пишем. Этот момент запоминается, мы держимся за него и хотим испытывать состояние потока постоянно. А оно почему-то приходит редко и совершенно не вовремя.

Попытайтесь разложить написание текста с момента идеи и до момента публикации в пошаговый алгоритм (рецепт, инструкцию). Понятное дело, что не про каждый текст вы можете сразу сказать, что вы будете писать и как именно.

Например, появилась идея выступить на конференции на тему дедлайнов. Первый этап алгоритма — выписать буллиты-идеи, которыми хочется поделиться. Вторая часть алгоритма — развернуть каждый буллит и рассказать подробнее, о чём он. Потом сделать из буллитов слайды, затем прийти и выступить.

Чем это полезно?

Такая заготовка похожа на книгу рецептов.

В любой непонятной ситуации вы обращаетесь к алгоритму.

Лайфхак: в алгоритм можно включить пункт «использовать новый прием из копилки». Это отличный способ обучения и повышения квалификации.

Часто бывает, что мы слушаем выступления и в голову приходят какие-то классные идеи. Мы записываем их в тетрадочку, которая никогда в работу не возвращается.

Но если у вас в алгоритме записано: «В любой непонятной ситуации смотри в тетрадочку. Выбери какой-нибудь один прием наугад и вставь в текущий текст», — вы будете с гораздо большей вероятностью постоянно докручивать тексты и прокачивать новые инструменты, о которых где-то прочитали.

Вспоминайте горящие задачи

В дедлайн кажется, что мозг работает как-то быстрее и бодрее. Поэтому пожар может стать классным источником алгоритмизации нашей работы, понимания, как именно мы поступаем.

Когда на горизонте маячит дедлайн, мы тут же откидываем отличную идею вызвать Бреда Пита для того, чтобы он прочитал текст вслух. Упрощаем работу с иллюстрациями, откладываем перечитывание Иммануила Канта для того, чтобы процитировать его максимально точно по-немецки в статье. Мы как-то стараемся умерить аппетиты и быстро делаем в нужное время допустимый вариант.

Вот этот быстрый подход из серии «раз, два, три» — классная основа, как мы в принципе пишем текст. То есть комфортный вариант, к которому откатываемся, если вокруг всё горит ярким пламенем.

Поэтому если хочется быстро получить какую-то основу, алгоритм, вспомните последний яркий пожар, связанный с написанием текстов. Вспоминайте в подробностях, как именно это происходило. Оттуда можно вытащить этапы: вот это не надо, это не надо, надо это и это.

Запишите, из чего состояла работа, что и как именно вы делали. Вплоть до того, какую музыку включили, как сели, куда посмотрели, сколько раз перечитали и т. д.

Базовая часть стандартного алгоритма готова.

Например, алгоритм по исследованию какой-то темы может выглядеть так: зашли в Гугл, вбили название темы; открыли первые пять вкладок; быстро пробежались; скопировали себе в файл абзацы, которые показались важными.

Обычно у нас мало времени, поэтому нужно упрощать алгоритм исследования.

Обращайте внимание, что именно вы упростили, когда писали текст при приближающемся дедлайне.

Например, я откидываю поиски точных отсылок. Мне очень нравится, когда в тексте есть цитата и сказано, из какой именно книги или статьи. Если у меня мало времени, я пересказываю важную мысль своими словами и не вставляю красивые ссылочки с точными цитатами. Это экономит чудовищное количество времени.

Лайфхак: вспомните недавний дедлайн, в какие моменты особенно хотелось больше времени? Это поиск важного места внутри алгоритма.

В чём он заключается?

Бывает, вы сидите и сосредоточенно работаете, потому что вокруг всё горит, и в какой-то момент возникает мысль: «Эх, вот еще бы часик и было бы просто супер». Это момент, на который полезно обратить внимание, чтобы заложить в алгоритм побольше времени на тот этап, когда эта мысль пришла.

Вместо выводов

  1. Заведите привычку записывать время работы над статьей, тогда вы будете строить расчеты на реальных данных, а не предположениях. Это удобно и для вас, и для заказчиков.
  2. Фиксируйте не только время на создание текста, включайте туда и время на раскачку, поиск идей, обдумывание и т. д.
  3. Создавайте таймлайны. Эти промежуточные дедлайны отлично мотивируют и помогают найти слабые места в работе, на которые нужно закладывать больше времени.
  4. Работайте короткими отрезками («помидорками»). Вам будет легче договориться с внутренним голосом и начать большой проект.
  5. Срочность — это ваш выбор.
  6. У вас есть только лишь кофейная чашечка. Не пытайтесь втиснуть в расписание большее количество дел, чем это возможно.
  7. Создавайте алгоритмы (сценарии, рецепты, инструкции). В любой непонятной ситуации вы будете знать, что делать.
  8. Горящие задачи помогают найти главное и создать базовый алгоритм действия.

Впрочем, это лишь половина советов. Следующая половина — во второй части статьи. Обязательно изучите ее тоже, чтобы исследовать проблему, так сказать, со всех сторон 🙂 И, конечно, делитесь своими фишками о том, как справляетесь с дедлайнами.

Получите удобный инструмент оценки качества статьи
Автор: Администратор
обучаем предпринимателей и копирайтеров с любовью и пониманием

Если вам понравился данный пост - вы можете
подписаться на получение новых материалов Академии ПРАВИЛЬНЫХ копирайтеров.

Добавить комментарий