- 10.02.2016
- Автор: Наталья Карья
- Рубрика Общение с клиентами.
- Время прочтения: 8 минут
Сегодня в блоге нашей Школы копирайтинга я раскрою вам некоторые секреты профессионального копирайтинга — как привлечь и удержать заказчика на длительный срок.
Как вы думаете, коллега, что в первую очередь выделяет копирайтера-профессионала?
Конечно, мастера бывают разные — всех под одну гребенку и не причешешь. Но многих профи отличает одна черта: они дают больше, чем от них просят.
Профессиональные навыки таких копирайтеров РЕАЛЬНО отличаются от услуг, которые предоставляют копирайтеры-новички. Хотя бы потому, что многие профи не просто пишут тексты, но и используют всякие полезные инструменты фрилансера для работы над заказами.
К примеру, лендинг можно оформить в прототипе и сдать заказчику почти готовый сайт :). Или можно добавить инфографику, которую сделал самостоятельно.
Попробуем проиллюстрировать это с помощью небольшой классификации отдачи работников.
(И это касается не только веб-авторов, но и любых исполнителей в принципе.)
Представим, что заказчику нужен копирайтер, он его успешно находит и дает выбранному исполнителю задачу. В зависимости от своего уровня работник ее выполнит в разном качестве.
Уровень 1. Никак или почти никак
Это касается новичков, которые берутся за заказ «не по зубам», но потом стыдятся и извиняются. И дилетантов, которые «тяп-ляпят» совсем без стыда.
Выбранный исполнитель клянется и божится, что сделает уже завтра, и в лучшем качестве. Потом начинает кормить «завтраками». Сдает через неделю какую-то фигню. И в итоге клиент вместо решения задачи получает испорченное настроение. А то и теряет деньги.
Понятное дело, что закоренелых бракоделов отмечают соответствующими отзывами. А новичков чаще прощают: раз обжегся — авось поумнеет и прокачает-таки профессиональные навыки копирайтера. В конце концов, оплата за такие новичковые работы соответствующая — то есть копеечная. Но будьте уверены: постоянно вас прощать никто не будет!
Поэтому, начинайте работу над повышением своего уровня прямо сейчас, и познакомьтесь с 5 основными составляющими успеха во фрилансе.
Уровень 2. Ничего, сойдет
Если брать объективно, на «ничего» пишет значительная масса авторов нижних ценовых сегментов. А субъективно — у каждого заказчика свои требования.
Но что присуще работникам этого уровня, так это неумение или нежелание приводить работу в нужное качество. А довольно часто — какая-то спешка. Секрет такого «профессионального» копирайтера прост: «Ну и что, что платят мало, зато можно много написать и добить объемом».
Заказ только отдан, а текст уже готов. «О, здорово, как быстро!» — думает спешащий клиент.
Открывает, читает… Там нет запятой, там ключ криво вписан. «Для такой цены сойдет…» — утешает себя заказчик. Или отдает на доработку.
Чаще речь идет о заказах на раз. Причем недорогих. Для чего-то посущественнее клиент будет искать более подходящего исполнителя уровнем повыше.
Уровень 3. Хорошо (с усердием)
Опять же, нужно признать, что «хорошо» у каждого заказчика свое. Но, если автор изначально пишет так, как нужно, или с каждым разом всё лучше, — клиент продолжит с ним работать. Потому что ему уже не нужен какой-то другой копирайтер-фрилансер. В его глазах именно этот копирайтер — лучший.
«Всё выполнено точно в срок. Ключи стоят на нужных местах. Применяются все те фишки, о которых говорил я. В тексте ровно 3 000 знаков. Ай, молодец, выпишу премию!»
Есть только одна деталь: такой исполнитель дает ровно то, что от него просят. Не меньше, но и не больше. И умеет подстраиваться под желания заказчика.
Нужно с перламутровыми пуговицами? Пожалуйста. И это тоже профессионализм.
В принципе, для многих заказчиков этого и достаточно. Более того, некоторые категорически не приемлют инициативу.
И всё же хороший автор может сделать шаг к высшей ступени профессионализма →
Уровень 4. Больше, чем просили
По нашему мнению, настоящий копирайтер-профессионал всегда дает больше, чем от него хотят.
Он попытается переубедить заказчика, если тот просит какую-то фигню.
Он даст рекомендации не только по этому тексту, но и по другим. И даже не по текстам, а по оформлению, удобству пользования сайтом, трафику (если, конечно, разбирается в них).
Такой исполнитель может проявить инициативу и в тексте. Но — согласовав заранее с заказчиком либо убедив его после.
Он даст заказчику больше.
«Хм, действительно профи. Еще и насоветовал столько… Надо с ним продолжать работать. И по другим проектам. Надо еще на старом сайте продажи поднять…»
Так о каком же важном шаге идет речь? Про какой именно секрет копирайтинга нужно помнить всегда?
Пробуйте и вы давать больше.
Конечно, для этого должно быть что давать. Нужны знания, понимание, опыт, идеи, причем толковые.
И нужно давать тогда, когда берут. Лучше предложения по тексту обсудить до его написания. Хотя бы потому, что некоторые заказчики от самодеятельности могут заработать нервный тик 🙂 Или вы его заработаете, когда поймете, что клиенту нужно было совсем иное.
Впрочем, общение с заказчиками — тема очень объемная! Я даже вынесла ее в масштабный интенсив «Настройка на клиентов». Но о некоторых других секретах копирайтинга мы поговорим на следующих уроках. Есть запросы? 🙂

Если вам понравился данный пост - вы можете
подписаться на получение новых материалов Академии ПРАВИЛЬНЫХ копирайтеров.
Спасибо за науку! Учту все это в своей будущей работе. =)
Пожалуйста ).
Да, я вот стеснялась сначала говорить заказчикам, что на сайте что-то стоит переделать (действительно стоит), по трафику, по продвижению. Потом стала говорить, так, между делом, и в предложениях по проектам. Благодарят и отдают заказ 😉
Классификация — в точку! Очень точно подмечено.
Именно!
Так и в проектах легче получить заказ — посоветовать что-то ).
Спасибо, для меня этот пост очень своевременный %)
Вот, научилась уже немного языком интернет-журналистики разговаривать 😛
Даже за малую цену стараюсь выдавать более-менее (скорее, более) качественный материал. Обожглась на паре заказов по своей самонадеянности, поэтому сейчас стараюсь не горячиться…
Конкуренция, блин, от нее тоже не спрячешься ни за опытом, ни за мастерством :-!
Но, если позволите, вопрос: может быть, я полный тормоз, но я никак не могу понять принципиальной разницы между рерайтом и копирайтом. В цене — вижу, в исполнении и конечном результате — не очень.
Я разок взяла заказ на рерайт, в итоге полдня потратила на поиск нужной информациии, использовала из нее лишь названия городов, а заказчик мне даже не позволил материал в портфолио разместить.
Может, он думал, что мне на проезд в маршрутке не хватает, поэтому я и «балуюсь»?
Рерайт — это продукт рерайтинга. Копирайт — значок авторского права© :).
Копирайтинг — написание рекламных текстов.
А то, что Вы подразумеваете, мы называем «авторский текст» (по степени уникальности).
То, что Вы сделали — уже не рерайтинг. Рерайтинг — только когда перерабатывается ОДИН источник, причем он должен даваться самим самим заказчиком.
А если перелопачивается Вами лично куча источников — это авторский текст, и оплачиваться он должен соответственно.
Спасибо, думаю, я сделала из Вашего ответного сообщения нужный вывод: за рерайт я браться больше не буду — не научена этому.
Зачастую мой текст сравнивают с тем, что уже давно есть и сами понимают, что нужно все менять. 😀 Это кульно!!
Но я могу советовать что-то только по текстам, поэтому в другом плане от меня толку нет 🙂
Можно ли тогда назвать меня профи? Я бы сама не взялась так о себе говорить. Скажем так, уже не зеленый, но еще не совсем спелый фрукт :))
Ну, главное в своем деле давать советы :). И делать его максимально хорошо.
Так советовать по текстам — это уже гуд, уже профессионализм) Смысл что-то советовать в разработке сайтов, если вы в ней ничего не понимаете? Вы же не разработчик сайтов…А бонусы могут быть разные — по оформлению текста, дополнительные идеи для следующих текстов, написание отзыва (мало да приятно) и пр.
ооохххх… И поехала самокритика вкупе с самопоеданием… Знаете, бывает, так хочется развиваться, так хочется, а не знаешь, где, как и от кого еще поучиться. Вот хотя бы ваши советы читаю, уже хорошо =)
Не учитель выбирает ученика, а ученик учителя :).
Не знаю, у меня пока таких проблем нет.Все, ЧТО делаю сдаю.Без замечаний.
Ольга, это отлично.
Речь шла не о проблеме, а о развитии.
Проблема не давать слишком много 😀
Любой,кому нравится его занятие,отдаёт больше чем просят, зачастую.
Одно дело вазочка с бесплатными конфетками и другое, когда их в карман запихивают, клиенту 8)
Не бойтесь дать много. Поверьте — тут главное в стиле подачи этих бонусов. Я планирую провести вебинар на эту тему — про то, как радовать заказчика бонусами и не оставаться внакладе 🙂 Заранее приглашаю.
Вот правильно))
Иногда не могу остановится с этими «бесплатностями»
Делала недавно лендинг и сразу появилась идея для сценария видео на главную страницу. Тут же набросала за полчаса. Показала клиенту, он доволен и счастлив) Потом посмотрела на расценки по сценариям и как-то приуныла от такой «бесплатности»)))
Не огорчайтесь!
Сделали клиенту приятно, он наверняка вернется. Заодно попробовали новую услугу, узнали ее цену — можно развиваться.
А если бы сначала с ценой кооперировались, могло бы выйти все не так радужно для первой пробы 🙂
Да, еще один вопрос, который никак у меня «на полочку» не укладывается (Вы же помните, что человеческий мозг способен вместить в себя информацию, аналогичную той, что содержится во всех томах Ленинской библиотеки. Так у меня пока еще 73-я полка в 91-м ряду *CRAZY* ) То есть место есть, и мне его надо заполнить.
В общем, я снова о классификации: «авторский текст» мне как расценивать? Как это соотносится с понятием «копирайтинг»?
Ну, извините за наивные, может, вопросы, но мне разобраться хочется…
Иногда в понятие «копирайтинг» вкладывают очень многое: фактически, любые тексты, написанные райтерами всевозможных мастей *CRAZY* Это не есть гуд, отсюда и путаница.
Авторский материал — это статья, либо контент для сайта. Это скорее информационные и аналитические материалы, развлекательные тоже, если угодно.
А копирайтинг — процесс создания текста продающего, то есть мотивирующего (эффективно или не совсем) сделать определённую покупку. Он пишется с учётом психологии ЦА, продаёт цену, выгоды обладания товаром 🙂 и уж таким образом — сам товар.
Если авторский материал нейтрален и доступен для всех, кому интересен предмет, то продающий текст в идеале должен бить именно в восприятие очерченной ЦА, то есть другим он может быть абсолютно индиферентным.
По-моему, так — хоть и несколько сумбурно, уж извините… %)
Лариса, спасибо, но не совсем :).
Просто имеются в виду разные классификации.
По направленности:
— веб-райтинг (статьи), в т.ч. seo-копирайтнг (seo-контент)
— копирайтинг (рекламный текст)
По степени уникальности:
— рерайтинг (простая переработка)
— авторский текст (глубокая)
Вообще, термин «авторский текст» условен, в отличие от всех остальных — можно его заменить на более точный. Тем более что грань между глубоким рерайтингом и авторским текстом может быть тонкой.
Есть идеи?)
Факт в том, что на рынке, особенно в seo-сегменте, эти классификации активно мешают, деля всё на «рерайтинг» и «копирайтинг» (а то и «рерайт и копирайт»).
Лариса, Наталья, спасибо за комментарии!
По поводу сумбура — у меня в голове его пока еще куда больше, и с вашей помощью я пытаюсь его как-то рассортировать.
Признаться, по сию пору мне было проще писать рекламные тексты, а авторские — интереснее, но дольше (я имею в виду газету, где я к потребностям своей ЦА за годы привыкла. В этом дело, может быть?)
А вот здесь, в Интернете, как я успела заметить, больше котируются именно рекламные, или, как вы говорите, продающие тексты.
А как и кто эту «продажность» определяет? Я правда не понимаю, потому и спрашиваю…
Да, Наталья, насчет «рерайта и копирайта» поняла… Читала ведь у Вас, но не усвоила, видимо. Пардон 🙁
«Продающесть» определяет цель. Если в тексте главная задача продать здесь и сейчас — это продающий текст. Продающие тексты входят в рекламные (рекламабывает разная: продать сейчас или продать со временем).
Если текст в первую очередь нацелен на просто информирование (к примеру, как вырастить цветы или как правильно настелить дома теплые полы), то это статья. Там могут быть рекламные элементы, но они вторичны.
И продающие тексты в частности, и рекламные тексты в общем, и статьи — это все авторские тексты.
Спасибо за уточнение, Наташа! В принципе, и информационные тексты бывают с элементами продающего. Да и сработать он должен не обязательно моментально, безусловно. Всё зависит от поставленных задач. =)
У меня родился афоризм по этому поводу: «Всякий продающий текст — авторский, но далеко не всякий авторский — продающий.» (с)
😉
Воплотила ваш совет в жизнь:) Написала заказчику две статьи, которые он одобрил с некоторыми оговорками, но все же остался вполне доволен. Третью я же дополнила и развила, за что получила огромное спасибо, положительный отзыв и аванс на 5 статей вперед 😉
Спасибоооооо!!!!
Быстро Вы! Поздравляем! 🙂
Вот я уже начала работать по 4-ому уровню =) На постоянном заказчике сегодня испробовала — поблагодарил, принял мои советы *DANCE*
Очень хорошо! Как раз создаете себе имидж настоящего профессионала!
«Классический» копирайтер никогда не прыгнет выше головы, на каком бы «уровне» он не писал. Просто потому что он ленится досконально изучить тему, на которую пишет. Найти три-четыре действительно авторитетных и сложных источника и начать изучение темы? «Неее, фигня какая-то слишком много букав. Запилю по томку, что найду на непонятном сайте за 2005 год. Они ж, наверное, в этом разбираются». Но только такой копирайтер может заинтересовать постоянного заказчика, у которого требования к текстам чуть выше чем «ключи в нужным местах и ровно 3 000 знаков».
ну откровенно, это совсем невысокие требования и довольно средний ценовой сегмент. Сейчас все больше клиентов, ожидающих помощи копирайтера на другом уровне. Это, скорее, помощь маркетолога в первую очередь,а потом уже и подтягивание копирайтера. Правда, почти никто не готов платить по расценкам маркетологов 🙂