- 28.04.2016
- Автор: Наталья Карья
- Рубрика Карьера копирайтера, Ценовые вопросы.
- Время прочтения: 12 минут
Сегодня поговорим о том, нужно ли расширять специализацию и как это скажется на вашем заработке копирайтера. Обсудим, при каких ситуациях происходят изменения в карьере и что с этим делать.
В общем, серьезный будет разговор в Академии копирайтеров 🙂 Полезный и начинающим, и продвинутым авторам.
Кстати, у вас есть два варианта изучить этот урок →
- Посмотреть видео
- Или прочитать текст 🙂
Выбирайте наиболее комфортный. В конце этого урока я расскажу, чему отдаю предпочтение — читать или смотреть.
Когда возникает вопрос о смене специализации?
Обычно есть смысл говорить о трех основных причинах:
- когда новичок понимает, что заниматься всем и сразу неперспективно, и хочет начать позиционироваться
- когда эксперт, который уже в чем-то специализируется или достиг какого-то уровня, хочет расширить количество услуг
- когда фрилансер решил кардинально сменить сферу деятельности: допустим, уйти из дизайна и стать веб-автором.
В каждом из этих вариантов — изменение, расширение или сужение специализации — есть свои плюсы и минусы, точнее, не минусы, а опасности. И их обязательно нужно учитывать, независимо от того, на каком этапе вы сейчас находитесь.
Вариант первый: новичок решил специализироваться
Итак, вариант первый, когда новичок решает специализироваться. Он попал во фриланс, побарахтался в этом небольшом лягушачьем озерце новичков, поделал всё и сразу. Наконец ему надоело быть как все.
[box type=»info»]Он понял, что его аккаунт ничем не отличается от профилей еще 20 тысяч других фрилансеров, которые работают в схожем направлении. Да и заработок начинающего копирайтера в Интернете оставляет желать лучшего.[/box]

Ему это надоело, и он решил как-то выделиться:
- Выбрать какое-то одно направление в текстах с точки зрения финансовой привлекательности
- Остановиться на том направлении в работе, которое ему понравилось и полюбилось
- Делать только то, что стали заказывать клиенты, — по сути, сделали выбор за новичка
У меня как раз всё и прошло по третьему варианту
Когда я начинала работу, хотела заниматься статьями — писать для порталов, для журналов. Даже на своем сайте поначалу пыталась позиционироваться исключительно как статейный автор.
А получилось так, что клиенты стали приходить за продающими текстами. И в итоге пришлось перейти из веб-райтеров в копирайтеры.
В копирайтинге потом тоже появились определенные предпочтения, как с моей стороны, так и со стороны клиентов. На определенном этапе это были одностраничники, потом стало больше клиентов по сайтам-продавцам, сейчас появляются новые виды услуг, и клиенты приходят за этими услугами.
Чем грозит смена, расширение, сужение специализации начинающему автору?
Опасность 1. Вы можете ошибиться с выбором
Поэтому выбирать специализацию нужно очень тщательно и вдумчиво.
Например, вы можете ошибиться в нише, решив, что она перспективная и заработок копирайтера в ней будет зашкаливать. Но тут сюрприз — никакой перспективы нет и в помине.
Опасность 2. Вы можете заскучать
Выбрав слишком узкую специализацию, вы не оставите себе простора для фантазии. И рано или поздно захотите расширяться вновь.
Поэтому самая большая ответственность — как раз на новичковом уровне.
Что в этом случае делать?
Можно и нужно потратить время на обучение копирайтингу именно в этом направлении. У нас есть замечательный стартовый курс для новичков во фрирайтинге, где вы можете правильно определиться со своей специализацией.
Вариант второй: эксперт хочет расширяться и повысить свой заработок копирайтера
Пожалуй, это самый частый вариант, когда стало скучно заниматься, допустим, только лендингами или появились дополнительные интересы.

Писал-писал лендинги, но параллельно начал делать еще и рассылки, которые сопровождают эти лендинги.
Или человек захотел переключиться на иной уровень проектов.
К примеру, писал только текст, а тут решил вести проект в целом: быть и дизайнером, и верстальщиком. Или просто руководить проектом от и до. Это тоже интересно и имеет место быть, к этому чаще всего приходят эксперты.
[box type=»bio»]Сферы интересов меняются, у клиентов появляются новые ожидания, или вам хочется за то же самое время сделать больше и получить больше. Мы все заинтересованы в том, чтобы наши заработки в копирайтинге постоянно повышались. Это естественно.[/box]
Опасности для копирайтера со статусом
Главное — не распыляться.
Например, если вы писали одностраничники и хотите добавить статьи — это уже распыление.
Но если переключаться исключительно на статьи — это не расширение услуг, а кардинальная смена деятельности.
Теряется ваш бренд, можно даже потерять имя.
Если вы были известны как мастер одностраничников и решили делать сайты одностраничные в целом или дополнительно писать рассылки, то вы и останетесь как известный мастер одностраничников.
Но, если вы решили перейти на статьи, вы свое имя как мастер одностраничников можете очень быстро потерять вовсе.
Имейте в виду:
[box]Если вы расширяете специализацию и добавляете какие-то услуги, с этим можно работать. И это нормально. Но, когда вы начинаете расширять специализацию хаотично несвязанными услугами, это вам вредит в плане известности. Поэтому будьте осторожны.[/box]
Вариант третий: фрилансер кардинально меняет сферу работы
Замена одного вида деятельности на другой
Причина — ошибка в выборе специализации.

Выбрал, а через какое-то время понял, что совсем не то, вообще не то. Денег нет, проектов нет, всё не так. Или просто — надоело.
Такое во фрилансе бывает, когда начал делать имя в одном направлении, даже чего-то достиг, но понял, что нет, не подходит мне.
Есть люди, которые уже достигли достаточно большой известности и отказываются от своего имени, кардинально всё меняют. Фактически это уже не расширение или сужение специализации, а смена специализации.
Уход в специфичный фриланс
Бывает, человеку не просто надоело чем-то заниматься, а он открыл в себе новые таланты. Вдруг понял, что на самом деле рисовать или игрушки шить у него получается лучше, чем писать тексты.
В этом случае иногда приходится отказываться от уже потраченного времени, денег и сил на создание бренда и создавать себе новый бренд.
Не могу сказать, плохо это или страшно — это тяжело.
Вы к этому должны быть готовы, если чувствуете, что вам нужно что-то другое в жизни. Просто будьте готовы.
[box type=»bio»] Может быть, всё придется начинать не совсем сначала, но где-то с начальных этапов. У вас уже будут опыт, знания, понимание, как правильно действовать. Тем не менее этот путь придется пройти, пусть не с первой ступеньки — с третьей. И опять подняться на вершину.[/box]
Вероятные сложности на этом пути
Опасность 1. Отсутствие заказов на начальных этапах
Это обязательно случится с вами, если сфера кардинально меняется, а вы не подготовили никакой плацдарм заранее.
Но, если у вас уже появились заказы и поэтому вы переходите в другую сферу, тогда всё в порядке и вы настоящий молодец :).
Чаще всего человек сначала меняет что-то, а уже потом начинает искать новых клиентов.
Опасность 2. Очередная ошибка
И от этого никто не застрахован. Может ОПЯТЬ случиться так, что новая сфера деятельности вам не понравится.
Это не значит, что не нужно пробовать. Вот такими пробами мы и выходим на наш истинный путь.
И лично я против того, чтобы 10 лет заниматься тем, что надоело, но продолжать сидеть на попе и не пытаться начать что-то заново.
Расширяйте специализацию обдуманно и всегда помните о своих копирайтерских заработках
Фрилансеры — изначально люди более смелые. Это факт.

Если вы чувствуете, что пора — вперед. Просто хорошо и аккуратно продумайте все плюсы и минусы:
- подходит ли вам новая специальность в плане интересов
- есть ли там клиенты и сколько их, как часто они смогут к вам возвращаться
- достаточно ли денежная ниша
- присутствует или у вас хоть какой-то опыт или придется потратиться на обучение.
Идеальная сфера — когда сочетаются любовь к специализации, опыт в этом направлении и потенциальное количество нормальных заказов.
Расширяйте специализацию обдуманно, аккуратно, и тогда всё у вас получится.
[box]
А теперь вернемся к вопросу, что именно предпочитаю я — читать или смотреть. Я обычно читаю. А если приходится смотреть фильм или видеоурок, мой мозг требует дополнительной нагрузки — убрать что-то, сложить, нарисовать.
Как у вас обстоят дела с этим? Что сделали вы: посмотрели видео или прочитали пост?
[/box]
Если вам понравился данный пост - вы можете
подписаться на получение новых материалов Академии ПРАВИЛЬНЫХ копирайтеров.
Наталья, спасибо за новое видео. Я еще только в начале пути, определилась со специализацией. Но выбрав только один путь, сталкиваешься с проблемой выбора заказов. Их так мало!Быть мастером на все руки гораздо выгоднее. Но для этого нужно еще столькому научиться!Халявщиками тут делать нечего…
Юлия, это только в самом начале пути. Но при правильном подходе заказов вскоре становится много — и как раз возникает желание специализироваться.
Жду вас на вебинаре 😉
Хм… еще раз задумалась, а правильно ли я выбрала специализацию? Ответ — правильно, пока мне все нравится
Впрочем, это не мешает мне постоянно учиться и расширять список своих услуг.
И да, я тоже выбрала прочитать текст!
Я считаю, что если хочется заниматься делом хотя бы 5-7 лет, это уже правильная специализация. А передумать или уйти в другую профессию имеет право каждый.
Наталья, Вы затронули очень актуальную для меня тему. Нахожусь в состоянии раздрая, т. к. в самом начале и пока даже сам не понимаю, нравится мне вообще работать с текстами или нет. Наверное, нужно повариться в этом соку пару-тройку месяцев, чтобы начали проявляться хоть какие-то ориентиры и предпочтения
Именно поэтому мы и создали рассылку для новичков + фундаментальный курс во фрирайтинге — https://free-writing.ru/testdrive/ . Чтобы «малой кровью», так сказать, разобраться в себе. А то смысл вкладывать в обучение сразу много-много, если ты и сам не знаешь, будешь ли этим заниматься 🙂
Лично мне очень близка тема кулинарии/развивающие занятия с детьми/хендмэйд. В этом направлении и думаю развиваться. Пока не определилась, будет это работа на заказ или созрею-таки до своего собственного проекта. Зависит от того, сколько по финансам будет выходить. З.Ы. Я аудиал, новую информацию лучше усваиваю на слух. А может, просто приучила себя слушать аудио-книги, лекции или вебинары с помощью наушников и плеера, пока руки заняты домашними делами ). Поэтому, как обычно, прослушала видео
Я пробовала слушать лекции, но лично у меня ничего не выходит. Не запоминаю. Поэтому в наушниках у меня играет только медитация или просто хорошая музыка. Спасибо Вам за ответ :)))
Наташа, спасибо за видеоурок. Заставляет задуматься и хорошенько пошевелить мозгами 🙂
Я попробовала-понравилось-решила профессионально развиваться в области SMM и контент-маркетинга
Так получилось, что за меня специализацию выбрал кто-то там, наверху. Не буду загадывать, как оно пойдет дальше, но пока мироздание своим выбором попало в точку
О, это очень хорошее и современное решение. Вы будете на волне!
Если видео больше 30 минут на меня нападает сон. Буквально, глаза сами закрываются. И да, я как вы Наташа, во время прослушивания начинаю чем-нибудь заниматься.
Очень благодарен, когда урок, вебинар сопровождается текстом или презентацией.
Кстати, я, чтобы взбодрить мозг, устанавливаю скорость воспроизведения на 1,5 или даже 2, если тренер медленно говорит. Вот это бодрит :)))))
И время экономится. Приятно, когда вместо 1 часа можно потратить 30-40 минут на прослушивание.
Я тоже люблю больше читать) А что касается выбора специализации… то вот я недавно начала осваивать продающие тексты и лендинги именно из-за того, что только на статьях заработок печальный-печальный… Но вот душа все-таки больше лежит к статьям. В итоге опять в раздрае и зарабатывать приятно хочется и только статьями заниматься хочется )))
Ну… Алена, можно пойти тогда в направление контент-маркетинга и потом наполнять блоги статьями. Но это уже сразу другой уровень, другая оплата и всё такое крутое 🙂 Не думали об этом?
Наталья, думала, точнее даже думаю. На мысль меня навел ваш же интенсив трехдневный по основам контент-маркетинга :). За него вам отдельное спасибо! Наверное да, это для меня будет наилучшим вариантом. Осталось только найти «Мастера Йоду» и поучиться уму-разуму, а то нынешнего мне явно маловато)
Наташа Вольная обещала сделать полный курс 🙂
Да-да, я на него очень надеюсь 🙂 Хочется именно к вам пойти учиться.
Я прочитал. Спасибо.
И Вам спасибо, Алексей
Наташа, соглашусь, что время от времени надо делать встряску мозгам, кратковременно переключаясь на что-то отличное от основной специализации. Если профессиональную «скуку» пустить на самотек, это может закончиться о-о-о-чень печально 🙁 Вплоть до творческого кризиса и полного отказа от работы. Правда, склонных к перфекционизму людей может замкнуть на этапе «по старой специализации работать уже не могу — тошнит, а брать в работу новое — внутренний критик не позволяет, еще не умею».
Тогда надо не кардинально переключаться, а подключать что-то небольшое ) Чему можно обучиться быстро и сразу на достойном уровне.
Вот согласна, что работа должна нравиться! Пробовала заставить себя писать узкопрофильные статьи по такой знакомой юридической тематике, но мне так это не интересно! Даже про септик интереснее.
Все-таки хочу сосредочиться на продающих текстах. Говорят, что Тельцы-лучшие торговцы.