- Рубрика Пишем тексты, Полезные инструменты.
- Время прочтения: 14 минут
Статей на тему «Что такое вода в тексте и как ее убрать», «Как увеличить объем текста, не налив воды» великое множество. А вот откуда она берется, и что делать, если анализ текста показывает большое количество водности…
Какие трудности подстерегают начинающего автора? Как подстраиваться под требования заказчика? Об этом и поговорим.
Знакомьтесь — начинающий копирайтер Вася. Ему 23, и он решил попробовать себя в качестве автора статей. Вася ищет заказы на бирже и в соцсетях.
И вот — ура! — он нашел клиента. Он выдает Васе техническое задание (ТЗ). Там написано, что текст должен легко читаться, быть без воды и витиеватых фраз… А дальше идут списки ключей и параметры водности, тошноты, заспамленности и уникальности. И если термины уникальности и заспамленности понятны, то водность… надо разбираться.
Вода с разных точек зрения и что кроется в глубине
Начнем с того, что в понятие «вода» SЕОшники и райтеры вкладывают немножко разный смысл. Конечно, это все взаимосвязано, но и различать тоже нужно.
В терминологии SЕО вода — процентное соотношение стоп-слов к общему количеству слов в статье. Если кратко, стоп-слова — те, что не учитываются поисковыми роботами. Союзы, предлоги, числа, а также слова, которые часто повторяются в сети.
Тут Васю подстерегает первый подводный камень →
У разных сервисов разные списки стоп-слов
По текст.ру показатели могут быть нормальными, а по Адвего ― зашкаливать. Конечно, заказчики обычно просят измерять каким-то одним сервисом, но если требований никаких нет, лучше выбрать какой-то один. Лично я бы посоветовала Главред.
Веб-авторы под понятием «вода» подразумевают фразы (а иногда предложения и целые абзацы), которые не несут какой-либо конкретики, смысла и пользы для читателя. К этому относятся и фразы из разряда «Спасибо, Кэп!»
Что же имеет в виду заказчик, когда просит написать ему текст «без воды»?
Вася в растерянности. Вот и второй подводный камень →
С одной стороны, в ТЗ четко прописано, сколько воды должно быть. Но означает ли это, что
Текст с 60% водностью по Адвего ― всегда хороший и легко читаемый?
Однозначно — НЕТ.
Рассмотрим на примерах.
Возьмем текст про итальянскую мебель, случайно найденный в интернете:
Показатели водности по Адвего у нее вполне приемлемые — около 63%.
Вот что показывает текст.ру: 13% тоже неплохо, нормой считается до 15.
Но насколько этот текст информативен и полезен для читателя? Хороший такой, человеческий текст… И, как любой человек, на 80% состоит из воды. «Главред» тут более близок к реальности и оценивает текст на 6 баллов, щедро подчеркивая штампы.
Что из этого следует?
Цифры водности никак не определяют качество текста! Никакая машина не может вычислить, к месту это слово или нет, легко читается текст или нет — это может понять только человек.
Вот еще один пример — статья о рисе.
Вот результаты анализа по Адвего и текст.ру: не идеально, но и не ужас-ужас.
«Главред» дает этому тексту 6,4 балла. На мой взгляд, он немногим лучше первого.
Так что хорошие цифры не гарантируют качество и информативность текста. Наоборот, многие хорошие и полезные статьи имеют 70% и более воды. Их и читать приятно, и в «Яндексе», и «Гугле» они на первой странице находятся.
Третий подводный камень →
Стоп-слова в ключевых фразах
Допустим, Васе нужно написать текст о компьютерах. Но вот беда — «компьютер» тоже считается стоп-словом! Надо иметь в виду, что если в ключах много стоп-слов, процент воды будет высоким, и постараться объяснить это клиенту.
Итак, Вася прочитал все, что надо, собрал информацию. Написал текст, вставил туда все необходимые ключевые фразы. Все вроде читабельно.
Последний этап — проверяем параметры, указанные в ТЗ…
И тут — о, ужас! Анализ выдает ужасающие цифры. Вася начинает беспощадно кромсать статью, подгоняя ее под нужные показатели, выкидывает одно и переставляет местами другое.
Цифры сошлись — начала прыгать уникальность, и все начинается сначала…
До тех пор, пока неплохой, в общем-то, текст не превращается в нечто невообразимое. Васе становится дурно, а его красный диплом филолога зеленеет.
В итоге на издевательство над текстом времени ушло больше, чем на его написание.
Знакомая история?
Так или иначе, почти все через это проходят.
Так куда же слить лишнюю воду?
А как поступить начинающему копирайтеру Васе в такой ситуации?
- Поговорите с клиентом
Спросите его, почему именно такие цифры? Почему они так важны? Все, конечно, зависит от того, что за текст вам нужно написать. Одно дело — рецепт или инструкция, а другое — пост в блог. Предупредите заранее, что да, текст будет легко читаться, но 60% воды по Адвего вы не гарантируете.
- Не выкинуть, а заменить
Если цифры так сильно важны, многие авторы допускают ошибку — начинают искать стоп-слова в тексте и просто убирают их. Например, заменяют союз «и» запятой. Тогда в тексте может быть меньше воды, а по цифрам — процентам — больше, ведь общее количество слов в тексте уменьшится. Соотношение изменится не всегда в пользу автора. Все стоп-слова вы все равно не уберете.
Подвести текст под нужные цифры проще, чем кажется.
Избавляемся от воды в тексте
В качестве примера возьмем статью-инструкцию о том, как правильно выбирать ананас. Автор дает читателям неплохие советы, но изложение, увы и ах, далеко от идеала — это видно и без цифр. Текст довольно объемный, поэтому для удобства проанализируем его часть. Вот она:
Главред оценивает этот фрагмент на 5,9 баллов. А вот результаты анализа по Адвего и текст.ру:
Теперь слегка отредактируем фрагмент, по возможности заменим стоп-слова значимыми. Вот что у нас получилось.
Переписываем первый абзац:
Было
Ананас — этот фрукт у многих ассоциируется с тропиками и дальними странами, но на самом деле уже давно ананас не является чем-то очень экзотичным, его можно купить в супермаркете или даже на рынке. Но поскольку этот фрукт очень необычен для российского потребителя часто возникает вопрос о том как правильно его выбрать. Сделать это совсем не сложно и в этой статье мы расскажем вам как.
Стало
Ананас у россиян ассоциируется с тропиками и дальними странами. Но на самом деле этот фрукт уже давно не является экзотикой. Его легко купить в супермаркете или на рынке. Но поскольку ананас остается необычным для российского потребителя продуктом, закономерно возникает вопрос о том, как правильно его выбрать. В этой статье вы узнаете несколько нехитрых правил, которые облегчат задачу.
Идем дальше →
Было
Сейчас людям известно около 9 видов ананасов и какой попадется именно вам в супермаркете или тем более на рынке, мы сказать не можем, но мы постараемся дать вам общие советы, которые помогут в выборе любого ананаса.
Выбор правильного ананаса
Любой спелый и не выращенный на химикатах ананас должен обладать приятным запахом и вкусом, но посколько определить последнее в магазине не представляется возможным, придется проверять ананас другими способами.
Стало
Сейчас людям известно 9 видов ананасов. На прилавке супермаркета вам может попасться любой сорт. Существуют критерии, определяющие степень свежести и спелости фруктов: цвет, запах, звук, состояние ботвы и чешуек.
Любой спелый и выращенный без применения химикатов ананас обладает приятным запахом и вкусом. Конечно, определить последнее в магазине невозможно, поэтому придется проверять качество другими способами.
Как видите, исправлено не так много. А проверка дала такие результаты →
Без особых усилий (и при этом не сократив объем) удалось снизить водность на 10% (с 76 до 66 по Адвего, с 22 до 12 по текст.ру) и привести его к минимально допустимым показателям «Главреда» (7 баллов). Так что все решаемо и исправимо 🙂
Кстати, для проверки статей стоит пользоваться не только различными сервисами. Некоторые детали вполне можно проверить по простому чек-листу →
- Больше конкретики
Если текст будет информативным и будет решать проблему читателя, есть шанс договориться с клиентом и оставить все как есть. Если же текст все равно возвращают на доработку и просят уменьшить водность, исправить будет легче.
Вместо эпилога
Я не призываю вовсе отказываться от сервисов SEO-проверки текстов. Они могут быть очень полезными, если знать, как с ними работать. Главное — помните: вы пишете тексты для людей, а не для машин. Читателям все равно, сколько процентов воды в вашем тексте. Если он не выполняет задачу, он бесполезен. Даже при идеальных показателях воды и тошноты.
А вы как считаете? Комментируем, не стесняемся 🙂

Если вам понравился данный пост - вы можете
подписаться на получение новых материалов Академии ПРАВИЛЬНЫХ копирайтеров.
Классно! Давайте чаще такие было-стало делать. Лен, еще не хватило такого примера, в котором бы и водности, и смысла, и стоп-слов было бы в норме без правок. Тоже с просторов интернета что-то, или такие все еще тяжело отыскать? 🙂
Спасибо! Я рада и очень волновалась — все же дебют
Я не искала такие, чтобы по всем параметрам была норма. Я искала специально, чтобы было, во что ткнуть.
Да, бывает, что приходится балансировать между требованиями ТЗ и читабельностью текста. Думаю, эта ситуация знакома многим копирайтерам.
У меня вот статья, в Адвего 62% вода, Главред показывает 8.3, а вот по текст ру вода 17%, при средней цифре в топ-10 11.6%. Отредактировал, текст ру стало 12%, посмотрю на реакцию, так как страница находится в 4-й 5-й десятке, хотя когда-то сидели в топ-10…
Позиция в выдаче давно не зависит от процента воды, сейчас у Яндекса куча новых алгоритмов, которые учитывают совсем другие параметры
Елена, а с Гуглом как дела обстоят?