- Рубрика Без рубрики.
- Время прочтения: 15 минут
За пятнадцать лет работы со словом я четко поняла, что не все задачи в бизнесе можно решить исключительно продающими и рекламными текстами. Бывают ситуации, когда нужна более тонкая ювелирная работа, а не текст мяч, летящий прямо в покупателя ворота.
Люди устали от рекламы и порой откровенные продажи действуют на них как красная тряпка на быка.
И тогда на помощь предпринимателям приходят специалисты, которые умеют направлять буквы мимо «секьюрити» в головах потребителей, проводящих строгий «дресс-код» на входе в сознание.
Безусловно, этим профессионально занимаются пиарщики и журналисты, но почему бы копирайтерам не взять быка за рога и не освоить дополнительные направления?
Выгоды очевидны для всех.
Для бизнесменов пиар-продвижение может быть обходной дорогой на пути к сердцу и деньгам покупателя, а порой и неплохим способом сэкономить на платной рекламе в СМИ. Для копирайтера − хорошая возможность:
- сохранить клиента и сделать его постоянным,
- реально помочь клиенту решить задачи правильными методами,
- и, как следствие, дополнительно и регулярно зарабатывать на PR-обслуживании.
Давайте подробнее разберем каждый из этих пунктов.
Копирайтер → консультант по продвижению бизнеса, а не торгаш с Привоза
Меня до сих пор удивляет ситуация, когда продавцы по-старинке пытаются «втюхать» покупателю ненужный товар, а предложить необходимый просто-напросто забывают или не догадываются. В результате получается эффект «скисшего молока».
Представьте ситуацию, вы собрались сварить борщ − свой первый борщ в жизни. Идете на рынок или в магазин «Все для борща» и просите дать вам все необходимые продукты для приготовления заветного блюда.
Возвращаетесь домой, открываете кулинарную книгу и четко следуете инструкции. Но вот беда – продать настолько необходимую свеклу и капусту вам «забыли», а ненужное, как оказалось, для борща молоко зачем-то дали.
И вроде бы большая часть ингредиентов вполне подходит, но борща из них не сваришь. Молоко и вовсе скиснет, а вместе с ним – и улыбка на вашем лице.
Так вот ситуация на рекламном рынке порой ни чуть не лучше вышеописанного примера. На самом деле, не все бизнесмены досконально разбираются в «кулинарном мастерстве» создания текстов и «кухне» продвижения. И не факт что, даже начитавшись книг с «рецептами», они моментально станут «шеф-поварами», хватающими с неба мишленовские звезды.
Обращаясь к рекламщикам, копирайтерам и пиарщикам, они искренне надеются, что получат сервис ресторанного уровня и профессиональную помощь. А вместо этого →
- Рекламные монстры любой величины изощряются в способах освоения рекламного бюджета. Куда уж там до проблем клиента, когда тут бюджет не пиленный, по карманам не пристроенный!
- PR-агентства тянут одеяло на себя, пытаясь убедить клиента использовать пиар-инструменты там, где просятся продающие тексты.
- Копирайтеры тоже порой не хотят видеть дальше списка собственных услуг и честно признаться, что бизнесу заказчика в данной ситуации продающий текст «как мертвому припарка». Клиент хочет – пишем! Клиент платит деньги – так танцуем под его дудку, пока с его карманов не вывалиться последняя мелочь!
В результате, рекламный рынок временами напоминает не сообщество профессионалов, а кучку торгашей на одесском Привозе:
[box] «- Мужчина, купите лук! — В моем списке нет лука. — Так идите сюда − я вам допишу!» [/box]
Конечно, заказчики тоже порой еще те герои анекдотов об этом всемирно известном рынке:
[box] «Одесса. Привоз. Колбасный ряд. — Мужчина! Шо вы ото целый час ходите, пробуете и ничего не берёте?! Вам шо, таки ничего не нравится? — Нравится! — Шо, денег нет?! — Есть! — Ну так покупайте! — Зачем? — Шобы кушать! — А я шо делаю?» [/box]
Но в большинстве случаев клиенты платежеспособны, хотят инвестировать деньги с умом и видят в копирайтере консультанта по продвижению бизнеса.
Просто станьте им. Ни один умный заказчик не перестанет кормить «курицу», которая несет ему «золотые яйца». И уж точно отличит от других «несушек», кудахчущих без толку.
Копирайтер → навигатор и строитель дорог
Задача копирайтера – определить, какой тип текстов поможет клиентам достичь их целей, и предложить эффективное решение. И, повторюсь, это не всегда продающие или откровенно рекламные тексты.
Если вы внимательно посмотрите на карту дорог, которыми бизнес приходит к своим клиентам или, наоборот, клиенты к бизнесу (системы аналитики и опросы покупателей вам в помощь), то увидите, что это далеко не сплошные продающие тексты автомагистрали и скоростные шоссе.
Да и владельцы компаний не все повально гонщики. Скажем честно, даже «опытных водителей» среди них не так уж много. А тех, что ни разу «права» в руках не держали и подавно…
Важно понимать, бизнес не всегда мчится на высокой скорости по автобану. Есть еще обычные дороги, на которых больше 60 км /ч не разгонишься. Есть бездорожье и сплошные ямы. Есть кольцевые дороги и съезды. Есть объездные трассы. Есть пешеходные зоны и велосипедные дорожки. А у кого-то вообще бизнес едет по железнодорожным путям, плывет по воде или летит по воздуху.
И перед вами, как консультантом по продвижению бизнеса, стоит нелегкая, но интересная задача – построить или выбрать наиболее подходящие среди имеющихся дорог для конкретного бизнеса (выбрать вид текста под актуальные задачи), проложить точный маршрут (изучить путь к сердцу целевой аудитории) и посадить клиента в подходящий транспорт (написать целевой текст).
А теперь представьте, что вы даете мощный спорткар бизнесмену, ни разу не сидевшему за рулем, и сходу даете отмашку гнать на скорости 200 км/ч по проселочной дороге с выбоинами.
Да он либо сам разобьется уже через минуту, либо с перепуга забудет, где тормоз, и размажет по трассе своих клиентов – больше некому будет продавать.
Или посадите бизнес на велосипед и пустите на автобан без ограничителей скорости. Да чего уж там мелочиться – пусть идет по нему пешком, вдруг удастся увернуться от пролетающих машин…
Не плодите кладбища бизнесов
Дилетантский подход или попытки все бизнесы поставить под одну гребенку приведут только к одному – вы угробите репутацию. Репутацию компаний своих клиентов и свою. Но вы ведь, правда, шли в копирайтинг не для того, чтобы коротать дни, подрабатывая сторожем на кладбище чужих бизнесов? Да и клиенты, вряд ли обращаются к вам за ритуальными услугами…
Поэтому используйте профессиональный подход:
- Изучайте разные виды текстов и предлагайте клиенту варианты, которые помогут решить его конкретные задачи. Помните, вы – навигатор в продвижении бизнеса клиента. Именно для этого в Академии правильных копирайтеров мы проводим не только тренинги по копирайтингу, а и вебинары и практические мастер-классы в КПК по PR, контент-маркетингу, журналистике и целеполаганию.
Например, на этой неделе вы можете посетить бесплатный вебинар по составлению заголовков для статей и продающих текстов. В Клубе правильных копирайтеров в июне Галина Ширшик расскажет, как договориться с редакцией и начать вести авторскую колонку в журнале, Стася Шер покажет, как использовать ваши публикации как инструмент личного маркетинга, Людмила Прима подскажет 10 шагов достижения вашей цели, а Наталья Вольная научит прорабатывать целевую аудиторию для контент-маркетинга.
- Пишите целевые тексты по назначению и давайте клиентам рекомендации. Даже если вы работаете в узкой специализации, вам важно знать, как другие виды текстов могут помочь вашему клиенту в продвижении бизнеса, и предложить самый эффективный вариант.
- Отказывайтесь от проекта или направляйте клиента к другому специалисту, если видите, что тот вид текстов, который он хочет заказать, не приведет к результату.
Не беритесь за безнадежные проекты. Да, вы потеряете разовый заказ, но сохраните репутацию и, вполне возможно, обретете постоянного клиента, который будет ценить вас как эксперта.
- Учитесь писать новые виды текстов. Это не помешает вам писать именно те тексты, которые вам по душе и которые приносят больше денег. Но позволит стать высококлассным консультантом по продвижению бизнеса словом.
- Не беритесь за заказ, если чувствуете, что не вытяните, не было практики в этом виде текста или нет опытного наставника. Лучше отдайте такой заказ коллеге, который сделает это хорошо. Чтобы не вышло как в том анекдоте:
[box] «- Скажите, пожалуйста, кто вас стриг? — Мастер… — Я понимаю, что мастер. А по профессии он кто?» [/box]
Собственно, чтобы не было таких ситуаций, мы регулярно тренируемся в КПК писать разные виды текстов, даем обратную связь от опытных тренеров и бережно передаем клиентов из рук в руки тем, кто принесет пользу их бизнесу.
[box type=»download»]
Бесплатный вебинар
«Мастер-класс по составлению заголовков для статей и продающих текстов»
суббота, 6 июня, 11:00 МСК
Ведущая — ГАЛИНА ШИРШИК
Во время вебинара вы:
- Освоите техники создания заголовков, которыми пользуются журналисты в редакциях
- Овладеете приемами составления заголовков из мира копирайтинга
- Будете активно практиковаться – сгенерируете десятки заголовков за час вебинара
- Создадите свой персональный тренажер по созданию заголовков
- Научитесь отличать эффективные заголовки от информационного мусора
Участие в вебинаре бесплатное!
В пятницу и в субботу, за час до вебинара все ученики Академии получат информацию о том, как зайти в вебинарную комнату.
«Подробности об участии в бесплатных вебинарах»
[/box]
Автор: Галина Ширшик, копирайтер с подходом бизнесмена, консультант по изданию корпоративных изданий и продвижению в СМИ.
Если вам понравился данный пост - вы можете
подписаться на получение новых материалов Академии ПРАВИЛЬНЫХ копирайтеров.
Замечательная статья! Сжатое изложение большого материала. Советую каждому статью прочитать и проработать. Наталья Карья, спасибо! С уважением, Шамов Юрий
Спасибо Наталье, что пригласила к нам в гости Галину, которая и поделилась материалом 😉
«И тогда на помощь предпринимателям приходят специалисты, которые умеют направлять буквы мимо «секьюрити» в головах потребителей, проводящих строгий «дресс-код» на входе в сознание.» — Вот это пример первоклассного лида)) Цепляет сразу. Красиво сказано. Высокий профессионализм чувствуется…
Спасибо, Наталья!
Спасибо. Часто теряешься, особенно когда начинающий, как я, в таких вопросах.Грамотно писать не всегда значит писать хорошие тексты. А тут понятно и просто рассказали, как избежать ловушек и проблем.
Да, лишний раз убедилась, что не всегда в продающих текстах «Ахтунг» нужен, очень наглядная статья! Спасибо!
Спасибо за ценные советы. Возьму на вооружение. Только с метафорами в тексте перебор: красные тряпки, автомагистрали, — все это можно донести проще.
Сложное предложение. «Специалистов, которые…» приправлены деепричастным оборотом плохо переварил мой «секьюрити».
Попробуйте прочитать вслух оба варианта. Не претендую на истину в последней инстанции :). Вы хорошо пишете. Поищите материалы по ритмике текста, их авторы лучше меня объяснят проблему длинных предложений.
Отличная статья, заставляющая задуматься о многом. Очень порадовали наглядные примеры.